МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Холькина Ирина Михайловна мною рассмотрен этот документ г.Каменка 2023.04.14 15:05:56+03'00' Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического совета Директор: _________/И.М. Холькина/ Протокол № 4 от 14.04.2023 г. Приказ от 14.04.2023 г. № 106-О ОТЧЕТ О САМООБСЛЕДОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4 ЗА 2022 ГОД г. Каменка 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Аналитическая часть 1.1.Оценка образовательной деятельности…………………………………… стр. 4-10 1.2.Структура и система управления образовательной организации…….. стр. 10-11 1.3.Содержание и качество подготовки обучающихся………………………. стр. 11-19 1.4.Организация учебного процесса……………………………………………. стр. 19-20 1.5.Востребованность выпускников……………………………………………. стр. 20-21 1.6.Кадровое обеспечение………………………………………………………… стр. 21-22 1.7.Учебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение…. стр. 22 1.8. Материально-техническая база……………………………………………. стр. 23 1.9. Внутренняя система оценки качества образования…………………….. стр. 23-24 2.Результаты анализа показателей деятельности образовательной организации ………………………………………………………………………. стр. 24-26 2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Полное образовательной наименование Муниципальное организации общеобразовательное учреждение в средняя общеобразовательная школа № 4 г.Каменки соответствии с Уставом Тип ОУ Общеобразовательное учреждение Вид ОУ Муниципальное бюджетное учреждение Учредитель Организации Управление образования администрации Каменского района Пензенской области Руководитель Холькина Ирина Михайловна Юридический адрес 442246, Пензенская область, Каменский район, г. Каменка, ул. Чернышевского, д. 6 Филиал Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 - основная школа с. Кочалейка Правовые документы 1.Устав Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г.Каменки образования (утвержден приказом администрации Управления Каменского района Пензенской области № 50/01-05 от 06.02.2023 г.) 2.Лицензия Серия 58Л01 № 0000546, регистрационный № 11733 от 30 ноября 2015 г. Срок действия лицензии – бессрочно 3. Свидетельство о государственной аккредитации Серия 58А01 № 0000415, регистрационный № 6230 от 03 августа 2016 г. Свидетельство действительно до 01 марта 2024 г. Размещение документов на сайте школы: http://shool4.ru/legal_documents/ Телефоны 8 (841-56) 4-29-55, 8 (841-56) 4-29-56 Электронная почта shkola41@yandex.ru Адрес сайта http://shool4.ru/ 3 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1.ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основным видом деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 (МОУ СОШ № 4) является реализация образовательных программ: Вид программы Реквизиты документа основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС 2021 г.) основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС 2009 г.) адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (7.2) основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС 2021 г.) основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС 2010 г.) адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (7.1) основная образовательная программа среднего общего образования образовательные программы дополнительного образования Приказ № 225-О от 29.08.2022 г. Приказ № 182-О от 29.08.2020 г. Приказ № 182-О от 29.08.2020 г. Приказ № 225-О от 29.08.2022 г. Приказ № 182-О от 29.08.2020 г. Приказ № 182-О от 29.08.2020 г. Приказ № 182-О от 29.08.2020 г. Приказ № 256 от 30.08.2021 г. МОУ СОШ № 4 имеет филиал – основная школа с. Кочалейка. деятельности Филиала является реализация образовательных программ: Вид программы Реквизиты документа основная образовательная программа начального Приказ № 225-О общего образования (ФГОС 2021 г.) 29.08.2022 г. основная образовательная программа начального Приказ № 182-О общего образования (ФГОС 2009 г.) 29.08.2020 г. основная образовательная программа основного общего Приказ № 225-О образования (ФГОС 2021 г.) 29.08.2022 г. основная образовательная программа основного общего Приказ № 182-О образования (ФГОС 2010 г.) 29.08.2020 г. Кол-во обучся на 31.12.2022 53 чел. 214 чел. 2 чел. 68 чел. 245 чел. 1 чел. 64 чел. 80 чел. Основным видом от Кол-во на 31.12.2022 2 чел. от 8 чел. от 3 чел. от 12 чел. В 2022 году образовательная деятельность в МОУ СОШ № 4 была организована в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями); приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 4 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 г. № 458 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют с 01.03.2021); СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; основными образовательными программами по уровням образования, включая рабочие программы воспитания, учебные планы, планы внеурочной деятельности, календарные учебные графики, календарные планы воспитательной работы; расписанием занятий. Форма обучения: очная. Язык обучения: русский. Основным организационным механизмом реализации основных образовательных программы является учебный план. Учебный план 1–4-х классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок, для обучающихся с ОВЗ на пятилетний срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9-х классов – на пятилетний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов – на двухлетний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО). С 2019-2020 учебного года в соответствии с ФГОС СОО Школа предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, индивидуальный проект, курсы по выбору. В 2022 г. с учетом запросов обучающихся 10 класса и их родителей (законных представителей) сформированы 3 группы: социально-экономическая, технологическая, естественно-научная. Таблица № 1. Количество обучающихся, занимающихся по ИУП Предметы, изучаемые на углубленном уровне Количество обучающихся в 2021-2022 уч. г. Количество обучающихся в 2022-2023 уч. г. Социальноэкономическая История. Право. Экономика 28 32 Технологическая Математика. Информатика. Физика 18 23 Естественно-научная Математика. Биология. Химия 7 9 Траектория Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья На 31.12.2022 г. в Школе обучалось 3 человека с ограниченными возможностями здоровья, из них на уровне начального общего образования – 2 (задержка психического развития 7.2), на уровне основного общего образования – 1 (задержка психического развития 7.1). В школе созданы все условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации по работе с такими детьми. Разработана программа коррекционной работы, включающая коррекционно-развивающие курсы. В образовательном процессе ведется тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся. Дети с ОВЗ обучаются совместно с обучающимися без ограничений возможностей здоровья по индивидуальной адаптированным образовательным программам. 5 Переход на обновленные ФГОС Во втором полугодии 2021-2022 учебного года МОУ СОШ № 4 проводила подготовительную работу по переходу с 1 сентября 2022 г. на ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286, и ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287. Была разработана и утверждена дорожная карта, чтобы внедрить новые требования к образовательной деятельности. Деятельность рабочей группы в 2021 – 2022 учебном году по подготовке школы к постепенному переходу на новые ФГОС НОО и ООО можно оценить как хорошую: мероприятия дорожной карты реализованы на 100 %. Были проведены следующие мероприятия: проведение общешкольного родительского собрания, посвященного постепенному переходу на новые ФГОС НОО и ООО; проведение классных родительских собраний в 1-х и 5-х классах, посвященных обучению по новым ФГОС; проведение просветительских мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов образовательной организации и родителей обучающихся; анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсного обеспечения реализации образовательных программ НОО и ООО в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО и ООО; анализ соответствия материально-технической базы образовательной организации для реализации ООП НОО и ООО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда; комплектование библиотеки УМК по всем предметам учебных планов для реализации новых ФГОС НОО и ООО в соответствии с Федеральным перечнем учебников; разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей (запросов) обучающихся и родителей (законных представителей) для проектирования учебных планов НОО и ООО в части, формируемой участниками образовательных отношений, и планов внеурочной деятельности НОО и ООО; изучение документов федерального, регионального уровня, регламентирующих введение ФГОС ООО разработка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО и ФГОС ООО; приведение в соответствие с требованиями новых ФГОС НОО и ООО должностных инструкций работников образовательной организации; разработка учебных планов, планов внеурочной деятельности для 1-х и 5-х классов по новым ФГОС НОО и ООО на 2022-2023 учебный год; утверждение списка УМК для уровней НОО и ООО; внесение изменений в «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с новыми ФГОС НОО и ООО; формирование плана ВШК в условиях постепенного перехода на новые ФГОС НОО и ООО и реализации ООП НОО и ООО по новым ФГОС НОО и ООО; формирование плана функционирования ВСОКО в условиях постепенного перехода на новые ФГОС НОО и ООО и реализации ООП НОО и ООО по новым ФГОС НОО и ООО; анализ кадрового обеспечения постепенного перехода на обучение по новым ФГОС НОО и ФГОС ООО. С 1 сентября 2022 года Школа и Филиал приступили к реализации ФГОС начального общего образования (2021 г.) в 1 классах и ФГОС основного общего образования (2021 г.) в 5 классах. Школа разработала и приняла на педагогическом совете (протокол № 10 от 29.08.2022 г.) основные общеобразовательные программы – начального общего и основного общего образования, отвечающие требованиям новых стандартов, а также определила направления работы с участниками образовательных отношений для достижения планируемых результатов согласно новым требованиям. Применение ЭОР и ЦОР МОУ СОШ №4 осуществляет реализацию образовательных программ с применением ЭОР, включенных в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 г. № 653). 6 В связи с этим в 2022 году была проведена ревизия рабочих программ на предмет соответствия ЭОР, указанных в тематическом планировании, федеральному перечню. В ходе посещения уроков осуществлялся контроль использования ЭОР. По итогам контроля установлено, что учителя используют ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. На 31.12.2022 г. в Школе обучалось 622 человека, в Филиале - 25 человек. Средняя наполняемость классов в Школе составляла 23 человека, в Филиале - 4. Таблица № 2. Численность обучающихся, осваивающих образовательные программы Наименование образовательной Численность Численность программы обучающихся в Школе обучающихся в Филиале на на на на 31.12.2021 31.12.2022 31.12.2021 31.12.2022 Основная образовательная программа 276 259 9 10 начального общего образования Основная образовательная программа 300 299 14 15 основного общего образования Основная образовательная программа 54 64 среднего общего образования Диаграмма № 1. Динамика численности обучающихся за три года 31.12.2020 31.12.2021 31.12.2022 Таблица № 2. Динамика численности обучающихся за три года по уровням обучения Классы Количество обучающихся на 31.12.2020 на 31.12.2021 на 31.12.2022 1-4 295 285 269 5-9 328 314 314 10-11 33 54 64 Вывод: анализ данных позволяет сделать вывод о стабильно успешных результатах работы Школы над сохранением контингента обучающихся на всех трех уровнях обучения. Это обусловлено, во-первых, демографической ситуацией, во-вторых, привлекательностью школы как образовательного учреждения, обеспечивающего качественное образование. Движение обучающихся происходит в основном по объективной причине - смена места жительства. Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней общего образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует требованиям стандартов к структуре рабочих программ внеурочной деятельности. Все рабочие программы имеют аннотации и размещены на официальном сайте Школы. Формы организации внеурочной деятельности: кружки, секции, экскурсии, соревнования, конкурсы, летний лагерь. Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса. Внеурочная деятельность ориентирована на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Социальная ценность внеурочной деятельности заключается в том, что личностноориентированные подходы, положенные в основу образовательной деятельности, позволяют удовлетворять образовательные и культурные запросы различных категорий детей разного 7 возраста (в том числе социально незащищенных, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных и других), используя потенциал свободного времени. В предметных кружках, творческих объединениях, спортивных секциях занимаются обучающиеся 1 – 11 классов. В октябре 2022 года составлен банк занятости учащихся по классам. Охват внеурочной деятельностью составляет 98,7% от общего количества учащихся, причем 100% учащихся заняты внеурочной деятельностью. Наполняемость предметных кружков, творческих объединений и спортивных секций в среднем 15 человек. Внеурочная деятельность является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно-полезные практики, секции, соревнования и т. д. на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. С 1 сентября 2022 года в планах внеурочной деятельности всех уровней образования выделено направление – еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» были включены в планы внеурочной деятельности в объеме 34 часов. На основе примерной программы курса «Разговоры о важном», одобренной решением ФУМО (протокол от 15.09.2022 г. № 6/22), были разработаны рабочие программы внеурочных занятий «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» внесены в расписание и проводятся по понедельникам первым уроком еженедельно. Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители. В первом полугодии 2022-2023 учебного года проведено 16 занятий в каждом классе. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» в 1–11-х классах: фактически проведены в соответствии с расписанием; темы занятий соответствуют тематическим планам Минпросвещения; формы проведения занятий соответствуют рекомендованным; используется мультимедийное оборудование, что делает возможным показ видео, презентаций и проведение некоторых интерактивных заданий. Вывод: планы внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО выполнены в полном объеме, контингент учеников сохранен. Воспитательная работа Воспитательная работа в 2022 году осуществлялась в соответствии с рабочими программами воспитания, которые были разработаны для каждого уровня и включены в соответствующую ООП. Воспитательная работа по рабочим программам воспитания осуществляется по следующим модулям: инвариантные – «Классное руководство», «Урочная деятельность» (по ФГОС-2021) /«Школьный урок», «Внеурочная деятельность» (по ФГОС-2021)/«Курсы внеурочной деятельности», «Взаимодействие с родителями» (по ФГОС-2021)/«Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство». вариативные – «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Добровольческая деятельность», «Школьный спортивный клуб». Воспитательные события в Школе проводятся в соответствии с календарными планами воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу модулей рабочей программы воспитания по уровням образования. Виды и формы организации совместной воспитательной деятельности педагогов, школьников и их родителей разнообразны: коллективные школьные дела (общешкольные праздники, ежегодные творческие театрализованные, музыкальные, литературные и т. п. мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы); участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире; 8 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе; церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей местности; социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности; разновозрастные сборы, выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, экологической, трудовой, спортивнооздоровительной и др. направленности. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся организуется в рамках реализации рабочей программы воспитания, в частности вариативного модуля «Детские общественные объединения» («Юнармия»), вариативного модуля «Внеурочная деятельность» (Волонтерский отряд «Бумеранг»; «Разговоры о важном», «Самоуправление»). Деятельность носит системный характер и направлена на формирование: гражданского правосознания; патриотизма и духовно-нравственных ценностей; экологической культуры как залога сохранения человечества и окружающего мира; активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении. В 2022 г. проведено 6 общешкольных мероприятий, 10 единых классных часов, 7 акций гражданско-патриотической направленности. Анализ планов воспитательной работы 1–11-х классов показал следующие результаты: планы воспитательной работы составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся; в планах воспитательной работы предусмотрены различные виды и формы организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию, которые направлены на всестороннее развитие личности обучающегося и расширение его кругозора; наиболее содержательная и интересная внеурочная воспитательная деятельность в гражданско-патриотическом направлении отмечена у следующих классных руководителей: Сорокиной В. П. (2 «Б» класс), Бутусовой Г. Г. (3 «Б» класс), Лебедевой С. А. (4 «А» класс), Бутусовой С. С. (8 «А» класс), Писаревой Е. А. (11 «А» класс). Посещенные классные мероприятия гражданско-патриотической направленности показывают, что в основном классные руководители проводят классные мероприятия на достаточно высоком уровне. Классные руководители осуществляют гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через разнообразные виды деятельности в очном формате и онлайн: экскурсии, исследовательскую проектную работу, встречи с участниками локальных войн, ветеранами ВОв и тружениками тыла, ветеранами труда, выпускниками Школы; кружковую и досуговую деятельность. В 2022 г. в рамках патриотического воспитания осуществлялась работа по формированию представлений о государственной символике РФ: изучение истории герба, флага и гимна РФ; изучение правил применения государственных символов; формирование ответственного отношения к государственным символам, в том числе знакомство с мерами ответственности за нарушение использования или порчу государственных символов и т. п. В рамках работы по формированию представлений о государственной символике были запланированы и реализованы следующие мероприятия: в рамках модуля «Урочная деятельность» (по ФГОС-2021)/«Школьный урок» тематические разделы или компоненты по изучению государственных символов включены в предметные области, учебные предметы, курсы, модули: русский язык, литература, родной язык (русский), литературное чтение на родном языке (русском), окружающий мир, обществознание, история, ОРКСЭ, изобразительное искусство, музыка. Внесены корректировки в рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей; в рамках модуля «Внеурочная деятельность» («Разговоры о важном») проводились занятия в 111-х классах по теме «Символы России»; педагоги внеурочной деятельности предусмотрели в рабочих программах новые формы проведения занятий (исторические экскурсии, викторины по истории государственных символов); в рамках модуля «Ключевые общешкольные дела» еженедельно по понедельникам организованы линейки с поднятием флага и исполнением гимна РФ; 9 Вывод: эффективность воспитательной работы МОУ СОШ № 4 оценивалась по результатам оценки личностных результатов школьников в динамике (по сравнению с предыдущим периодом). На основании этих данных можно сделать вывод об удовлетворительном уровне организации воспитательной работы в 2022 г. Дополнительное образование В Школе реализуются две дополнительные общеразвивающие программы художественного направления реализовывались в очном формате: были внесены изменения в Положение об обучении по программам дополнительного образования, скорректированы календарно-тематические планирования; сформировано расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с образовательной программой и программами дополнительного образования; проводилось обязательное информирование обучающихся и их родителей об изменениях в программах дополнительного образования. Вывод: благодаря внесению необходимых изменений программы дополнительного образования выполнены в полном объеме, в основном удалось сохранить контингент учеников. 1.2. СТРУКТУРА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом является директор. Система управления представляет вид управленческой деятельности, целью которой является повышение качества образования через развитие инновационного потенциала учителя и ученика и обеспечение условий для: создания системы независимой оценки качества образования; повышения педагогической активности и роста профессионализма педагогических кадров; формирования у обучающихся потребности в учении и саморазвитии в процессе реализации ФГОС. Важным элементом системы управления становится открытая информационная среда школы: официальный сайт школы (http://shool4.ru/), группа в социальной сети Телеграмм «МОУ СОШ № 4». Управленческие действия, предпринимаемые в Школе, осуществляются на основе прогнозирования общих линий развития и направлены на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Единоличным исполнительным органом Школы является директор. Коллегиальными органами управления являются Общее собрание работников школы, Педагогический совет, Управляющий Совет. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления Школой и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, созданы: Совет обучающихся, Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; Профессиональный союз работников школы. В целях урегулирования разногласий по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания в Школе создана Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Для каждого коллегиального органа управления разработаны положения, которые определяют компетенцию, структуру, принципы организации деятельности, а также регламентируют обязанности, права и ответственность их членов. Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано четыре методических объединения: методическое объединение учителей гуманитарного цикла; методическое объединение учителей естественно-математического цикла; методическое объединение учителей начального образования; методическое объединение классных руководителей. Планирование образовательного процесса осуществляется в соответствии с программой развития, планом работы школы на учебный год, который строится на основе выявленных 10 проблем, планом финансово-хозяйственной деятельности. Планы работы имеются у всех коллегиальных органов управления и соответствуют целям и задачам, стоящим перед школой. В 2022 году заседания коллегиальных органов управления проведены в соответствии с их планами работы. Вывод: анализ системы управления школой показал, что уровень компетентности и методической подготовленности членов администрации достаточен для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями образовательной деятельности. Существующая структура управления в Школе соответствует действующему законодательству РФ и Уставу школы. Система управления обеспечивает возможность всем участникам образовательных отношений (работникам, обучающимся, родителям (законным представителям) обучающихся) влиять на принятие управленческих решений. В следующем году изменение системы управления не планируется. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Проведен анализ успеваемости и качества знаний по итогам 2021 - 2022 учебного года. Статистические данные свидетельствуют об успешном освоении обучающимися основных образовательных программ. Таблица 3. Статистика показателей за 2021-2022 учебный год № п/п 1. 2. 3. 4. Параметры статистики Количество детей Количество детей, обучавшихся на конец учебного года, в том числе: 648 – начальная школа 282 – основная школа 312 – средняя школа 54 Количество обучающихся, оставленных на повторное обучение: – начальная школа 0 – основная школа 0 – средняя школа 0 Не получили аттестата: – об основном общем образовании 0 – о среднем общем образовании 0 Окончили школу с аттестатом особого образца: – в основной школе 2 – в средней школе 2 Анализ результатов успеваемости и качества знаний Таблица 4. Результаты освоения обучающимися программы начального общего образования в 2022 году (на 31.12.2022 г.) Классы Всего Из них успевают Окончили 1 полугодие Качество обуч-ся знаний кол-во % с отметкой % с отметками % «5» «4» и «5» 3 87 86 99 17 20 36 41 60,9 4 68 68 100 16 24 21 31 54,4 Итого 155 154 99 33 21 57 37 58,1 Обучающиеся 2 классов в 1 и 2 четвертях не аттестуются. Если сравнить результаты освоения обучающимися программы начального общего образования по показателю «качество знаний» в 2022 г. (2 четверть) с результатами освоения обучающимися программы начального общего образования по показателю «качество знаний» в 2020 и 2021 гг. (2 четверть), то можно отметить, что процент обучающихся, окончивших на «4» и «5», по сранению с 2021 г. снизился на 5,1%, по сравнению с 2020 г.- на 4,6%. 11 5 человек закончили 1 полугодие 2022-2023 учебного года с одной «3». Наиболее трудными оказались русский язык (3 человека) и английский язык (2 человека). Диаграмма № 2. Сравнительный анализ качества знаний начального общего образования за 3 года Таблица 5. Результаты освоения обучающимися программы основного общего образования в 2022 году (на 31.12.2022 г.) Классы Всего Из них успевают Окончили 1 полугодие Качество обуч-ся знаний кол-во % с отметкой % с отметками % «5» «4» и «5» 5 68 68 100 7 10 34 50 60,3 6 62 62 100 4 6 22 35 41,9 7 65 65 100 8 12 28 43 55,4 8 50 50 100 4 8 12 24 32,0 9 69 69 100 3 4 21 30 34,8 Итого 314 314 100 26 8 117 37 45,5 Если сравнить результаты освоения обучающимися программы основного общего образования по показателю «качество знаний» в 2022 г. (2 четверть) с результатами освоения обучающимися программы основного общего образования по показателю «качество знаний» в 2021 и 2020 гг. (2 четверть), то можно отметить, что процент обучающихся, окончивших на «4» и «5», в 2022 г. остался на уровне 2021 г., но понизился на 5,7%. 8 человек закончили 1 полугодие 2022-2023 учебного года с одной «3». Наиболее трудными оказались русский язык (3 человека), английский язык (2 человека), математика (2 человека) и химия (1 человек). Диаграмма № 3. Сравнительный анализ качества знаний основного общего образования за 3 года 63,6 59,4 57,4 2020 2021 2020 2021 2022 2022 Таблица № 6. Результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования в 2022 году (на 31.12.2022 г.) Классы Всего обуч-ся Из них успевают кол-во % Окончили 1 полугодие Качество знаний с отметкой % с отметками % «5» «4» и «5» 10 25 25 100 5 20 10 40 60,0 11 39 39 100 8 6 15 35 41,9 Итого 64 64 100 13 20 25 39 59,4 Качество знаний по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. выросло на 2 %, но уменьшилось на 4,2% по сравнению с 2020 г. 12 Диаграмма № 4. Сравнительный анализ качества знания среднего общего образования за 3 года 63,6 59,4 57,4 2020 2021 2022 2020 2021 2022 Диаграмма № 5. Сравнительный анализ качества знаний за 3 года 55,2 2020 51,5 50,8 2021 2022 Результаты обучения наглядно показывают стабильные показатели школы, которые не опускаются ниже 50%. Если сравнивать данный показатель школы с районным, то можно увидеть, что школьный показатель превышает районный на 1,5%. Оценка качества освоения обучающимися образовательной программы является обязательным компонентом образовательной деятельности Школы. Главная задача контроля качества подготовки обучающихся - регулярное управление учебной деятельностью и ее корректировка. Контроль качества подготовки обучающихся позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве образовательного процесса. Мониторинг качества предметной подготовки осуществляется на всех этапах обучения и охватывает все процессы, связанные со сформированностью знаний, умений, практического опыта по учебным дисциплинам, включая контроль текущей успеваемости, выполнение лабораторных и практических работ, проведение промежуточной аттестации, проведение государственной итоговой аттестации. Результаты государственной итоговой аттестации в 2022 году В 2022 году ГИА прошла в обычном формате в соответствии с порядками проведения ГИА-9 и ГИА-11. Таблица № 7. Общая численность выпускников 2021 - 2022 учебного года 9-е классы 11-е классы Общее количество выпускников 56 14 Количество обучающихся с ОВЗ 1 0 Количество обучающихся, получивших «зачет» за итоговое собеседование/сочинение 56 14 Количество обучающихся, не допущенных к ГИА 0 0 Количество обучающихся, проходивших процедуру ГИА 56 14 Количество обучающихся, получивших аттестат 56 14 13 Государственная итоговая аттестация в 9-х классах В 2022 году государственная итоговая аттестация была проведена в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 272 «Об образовании в Российской Федерации», Порядком проведения государственной итоговой атттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 в форме ОГЭ и в форме ГВЭ с использованием АИС ГИА. Одним из условий допуска обучающихся 9-х классов к ГИА было получение «зачета» за итоговое собеседование. В испытании 09.02.2022 г. «зачет» получили 53 человека. В дополнительные сроки 27.04.2022 г. итоговое собеседование сдавали 3 человека и получили «зачет». Таким образом, к ГИА были допущены 56 человек (100%), в полном объеме выполнившие учебный план. 55 девятиклассников сдавали ГИА в форме ОГЭ, 1 (ребенок-инвалид с ОВЗ) в форме ГВЭ сдавал русский язык и математику. Таблица № 8. Результаты ОГЭ по обязательным предметам в 2022 году Предмет «5» «4» «3» «2» Средний Средняя Качество Успеваемость балл отметка знаний 9 17 24 6 22,8 3,5 46,4% 89,3% Русский язык 2 15 29 10 11,9 3,2 30,4% 82,1% Математика Если сравнить успеваемость по обязательным предметам с показателем 2021 года, то можно отметить, что данный показатель понизился: по русскому языку на 9,2%, по математике на 14,9%. Диаграмма № 6. Успеваемость по обязательным предметам Если сравнить качество знаний по обязательным предметам с показателем 2021 года, то можно отметить, что данный показатель тоже понизился: по русскому языку на 18,5%, по математике - на 14,4%. Диаграмма № 7. Качество знаний по обязательным предметам Таблица № 9. Распределение участников ОГЭ по предметам по выбору История Обществознани е Географи я Биологи я Физика Химия Информатик а 1 35 11 15 12 3 27 14 Таблица 10. Результаты ОГЭ по предметам по выбору Предмет Кол-во обуч-ся Успеваемость Качество знаний Средний балл Средняя отметка Обществознание 35 80 17,1 17,1 3 История 1 100 0 13 3 Биология 15 86,7 20 19,1 3,1 Информатика и ИКТ 27 92,6 48,1 9,9 3,4 Физика 12 100 16,7 17,3 3,2 География 11 88,2 41,1 17,6 3,4 Химия 3 100 100 35,7 5 11 обучающимся, получившим на ГИА неудовлетворительные результаты по трем и более учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов в резервные дни основного периода, в дополнительные сроки (сентябрь 2022 г.) было предоставлено право повторно сдать экзамены по соответствующим учебным предметам. Все девятиклассники Школы закончили 2021-2022 учебный год и получили аттестаты об основном общем образовании. Аттестат с отличием получили 2 человека, что составило 3,6% от общей численности выпускников. В школе ведется большая работа с учащимися, неуспевающими по отдельным предметам. Разрабатываются и внедряются методики индивидуальных занятий, ведется работа с родителями, учителя и классные руководители регулярно отчитываются о проделанной работе. Результаты государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования В 2022 году к ГИА в форме ЕГЭ были допущены все обучающиеся 11 класса (14 человек), не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение. Приоритет в выборе экзаменов определён вступительными экзаменами в ВУЗы ОО СПО. Диаграмма № 8. Распределение участников ЕГЭ по предметам Диаграмма № 9. Средний школьный тестовый балл ЕГЭ по общеобразовательным предметам в 2022 году 15 Диаграмма № 10. Средний школьный тестовый балл ЕГЭ по общеобразовательным предметам за 2 года Сравнивая средний школьный тестовый балл ЕГЭ по общеобразовательным предметам 2022 года со средним баллом 2021 года, видим, что данный показатель повысился по математике профильной (+3,8), информатике (+3), обществознанию (+6,4). По остальным предметам средний балл понизился. По результатам ГИА аттестаты о среднем общем образовании получили 12 человек, аттестаты о среднем общем образовании с отличием и медаль «За отличные успехи в учении» - 2 человека. Таблица № 11. Количество медалистов за последние пять лет 2018 2019 2020 2021 2022 3 4 2 3 2 Выводы: проанализировать результаты ГИА, провести детальный анализ ошибок, допущенных учащимися на экзамене; разработать систему исправления ошибок, продумать работу над данными пробелами систематически на каждом уроке; продумать индивидуальную работу с учащимися как на уроке, так и во внеурочное время, направленную на формирование устойчивых компетенций в предмете. Результаты Всероссийских проверочных работ На основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.08.2021 г. № 1139 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2022 году», от 28.03.2022 г. № 467 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.08.2021 г. № 1139», письмами Рособрнадзора от 21.01.2022 г. № 02-12 «О проведении ВПР в 2022 году», от 22.03.2022 г. №01-28/08-01 «О переносе сроков проведения ВПР в общеобразовательных организациях в 2022 году» с 20.09 по 29.09.2022 г. были проведены всероссийские проверочные работы. ВПР проводятся в целях: осуществления мониторинга системы образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях. ВПР показали стабильные результаты освоения ООП. СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВПР 2022 Результаты ВПР 4 класс Предмет Русский язык Математика Окружающий мир 2 2 1 % 3,4 1,6 3 18 20 0 0 7 Отметки за ВПР % 4 % 31 27 46,6 32,8 23 37,7 12,5 23 41,1 Пониз. Подтверд. Повыс. 5 11 17 % 19 27,9 9 6 44 51 5 4 26 46,4 7 48 1 16 Результаты ВПР 5 класс Предмет Русский язык Математика Биология История % 4,8 9,5 2 0 Отметки за ВПР 3 % 4 % 23 36,5 21 33,3 21 33,3 24 38,1 17 34,7 17 34,7 18 36 14 28 % 3,1 9,4 3,1 5,3 5,4 Отметки за ВПР 3 % 4 % 16 25 34 53,1 23 35,9 26 40,1 12 37,5 8 25 5 26,3 7 36,8 8 21,6 10 27 % 4,3 7,8 0 10 0 4,5 4,4 Отметки за ВПР 3 % 4 % 22 47,8 16 34,8 28 54,9 13 25,5 0 0 2 100 2 10 9 45 7 43,8 4 25 12 54,5 6 27,2 18 40 15 33,3 % 10,6 12,3 0 5 6,3 5,3 Отметки за ВПР 3 % 4 % 22 33,3 33 50 29 44,6 24 36,9 5 22,7 10 45,5 5 25 8 40 10 18,8 5 31,3 8 42,1 5 26,3 2 0 % 0 Отметки за ВПР 3 % 4 % 1 9,1 6 54,5 5 4 % 36,4 0 0 0 5 100 2 3 6 1 0 5 16 12 14 18 % 25,3 19 28,6 36 Пониз. Подтверд. Повыс. 7 8 7 4 51 43 40 45 5 12 2 1 Пониз. Подтверд. Повыс. 5 13 3 3 6 57 51 28 16 30 2 0 1 0 1 Пониз. Подтверд. Повыс. 5 7 0 2 2 3 12 41 43 2 17 14 19 33 0 1 0 1 0 0 0 Пониз. Подтверд. Повыс. 11 16 2 2 3 1 50 49 20 18 13 17 5 0 0 0 0 1 Пониз. Подтверд. Повыс. 0 11 0 0 1 0 Результаты ВПР 6 класс Предмет Русский язык Математика Биология История Обществознан 2 2 6 1 1 2 5 12 9 11 6 17 % 18,8 14,1 34,4 31,6 45,9 Результаты ВПР 7 класс Предмет Русский язык Математика Биология История Обществознан Физика Англ. язык 2 2 4 0 2 0 1 2 5 6 6 0 7 5 3 5 % 13 11,8 0 35 31,3 13,6 11,1 Результаты ВПР 8 класс Предмет Русский язык Математика История Обществознан Физика Химия 2 7 8 0 1 1 1 5 4 4 7 6 0 5 % 6,1 6,2 31,8 30 0 26,3 Результаты ВПР 11 класс Предмет История География (претенденты на медаль) 0 0 0 Таким образом, ВПР позволило осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения. Администрацией школы и учителями – предметниками были проанализированы результаты ВПР, проведен анализ уровня достижения планируемых результатов обучения, установлены дефициты в овладении базовыми знаниями и умениями как для каждого учащегося, так и для класса в целом. В рабочие программы внесены корректировки, запланировано повторение тем, условно определенных как «дефицитные». Активность и результативность участия в олимпиадах и конкурсах Одним из значимых мероприятий для обучающихся Школы является Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам. В соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2020 г. № 678 (с последующими изменениями, внесенными приказами от 16.08.2021 г. № 565, от 14.02.2022 г. № 73), приказом управления образования администрации Каменского района от 24.10.2022 г. 17 №271/01-05 «О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в Каменском районе в 2022-2023 учебном году» проведен школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. В нем приняли участие 311 обучающихся 4-11 классов. Некоторые ребята принимали участие сразу в нескольких олимпиадах. Таблица 12. Количественные данные школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2022 г. Предмет Количество Кол-во Кол-во участников* победителей призеров Астрономия Экономика Русский язык Математика Английский язык Информатика и ИКТ Экология История Биология Литература География Право Физическая культура Физика Химия Технология (девочки) Обществознание ОБЖ 11 23 89 23 13 12 5 6 17 9 23 2 34 23 4 8 11 4 1 3 7 6 6 1 1 15 5 7 7 3 4 6 2 3 14 1 0 5 38 44 4 5 0 19 3 17 11 1 3 5 2 5 23 2 *каждый участник учитывается только один раз Всего в школьном этапе приняли участие 317 человек. Из победителей и призеров была сформирована команда для участия в следующем этапе. В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 36 обучающихся 7-11 классов. Таблица 13. Количественные данные муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2022 г. Предмет Математика Английский язык Биология Русский язык Литература География Право Физическая культура Химия История Физика Астрономия Экология Информатика и ИКТ Экономика Обществознание ОБЖ Технология (д) Итого Количество участников по параллелям 7 8 9 10 11 Всего Доля победителей и призеров участников победителей призеров 2 1 1 2 0 1 - 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 0 1 1 8 6 5 7 4 4 3 4 1 1 1 0 0 0 0 0 2 1 0 2 0 1 0 0 37,5% 33,3% 20% 28,6% 0 25% 0 0 1 1 - 2 - 1 1 1 - 1 1 1 - 1 1 1 1 1 3 3 6 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 2 0 0 0 0 0 33,3% 100% 0 0 1 1 1 - 0 0 1 1 1 1 1 5 2 1 - 6 5 2 3 0 0 0 0 2 2 0 0 33,3% 40% 0 0 18 Всего участий Всего участников 11 6 11 5 13 16 21 7 9 9 72 36 4 4 12 9 22,2% 36,1% Учащиеся принимали активное участие в дистанционных творческих, интеллектуальных конкурсах, спортивных соревнованиях районного, регионального и всероссийского уровней. Активно используются электронные платформы Учи.ру, Российская электронная школа, в 5-6 классах – еще и школьная цифровая платформа (ШЦП), разработанная в рамках реализации программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Цифровая платформа персонализированного образования для школы». Ученики принимают активное участие в марафонах, олимпиадах, проекте «Срезы знаний», проводимыми на платформе Учи.ру. 1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Организация учебного процесса в МОУ СОШ № 4 регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами Школы. Начало учебного года – 01.09.2022 г., окончание: 1, 9, 11 классы – 25.05, 2 - 8, 10 – 31.05.2023 г. Продолжительность учебного года: 1-е классы – 33 недели, 2–11-е классы – 34 недели. Продолжительность уроков – 40 минут. Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1-4-х классов, по шестидневной учебной неделе — для 5–11-х классов, в Филиале - по пятидневной учебной неделе для 1-9-х классов. Учебные занятия в Школе организованы в 2 смены. Во вторую смену обучаются 7-е, 8-е классы. Начало учебных занятий первой смены – 8.00. Начало учебных занятий второй смены плавающее, по мере освобождения кабинетов. Учебные занятия в Филиале организованы в одну смену. Начало учебных занятий– 8.00. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре – декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса и предусматривает: четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и двухлетний – среднего общего образования; продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть на уровне начального общего образования составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 20% от общего объема ООП НОО, на уровне основного общего образования - 70% и 30%, на уровне среднего общего образования - 60% и 40%. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся МОУ СОШ № 4, их родителей (законных представителей), образовательной организации. Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение изучения учебных предметов. Согласно заявлениям родителей (законных представителей) предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в 1-4-х классах представлена предметами «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)», предметная область «Родной язык и родная литература» в 5-9-х классах представлена предметами «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)», в 10-11 классах - «Родной язык (русский)». Предметная область «Иностранные языки» в учебном плане представлена предметами «Иностранный язык (английский)» и в 8-9-х классах Школы «Второй иностранный язык (немецкий)» (модель № 4), в Филиале – модель № 5. 19 Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах Школы представлена курсом «Основы мировых религиозных культур», в Филиале - «Основы светской этики» (по выбору родителей (законных представителей)) обучающихся. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования представлена предметом «Литературное краеведение». Расписание учебных занятий было составлено с соблюдением санитарных норм, чередование предметов обеспечивало смену характера деятельности обучающихся. Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часов. В течение 2022 года Школа и Филиал продолжали профилактику новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Для этого были запланированы организационные и санитарнопротивоэпидемические мероприятия в соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации работы образовательных организаций. Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации технологий сбережения здоровья. Все учителя проводят совместно с учащимися физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за использованием электронных средств обучения. Для эффективного сопровождения обучающихся в Школе функционирует психологопедагогический консилиум, основной целью которого является создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся. В Школе и Филиале создана экологически безопасная и здоровьесберегающая среда, состояние классных и других помещений соответствует санитарным и нормам пожарной безопасности. Здание оборудовано системой противопожарной сигнализации и тревожной кнопки. Улучшены условия пропускного режима в рамках безопасности, установлены турникеты, проход через которые осуществляется обучающимися и работниками школы с помощью магнитных карт. Горячее питание обучающихся организовано по договору с АУ «Комбинат питания». Пищеблок полностью обеспечен квалифицированными кадрами, полностью укомплектован необходимым оборудованием. Питание обучающимся предоставляется в течение учебного дня по графику. Дети получают горячее питание на платной и бесплатной основе (для соответствующих категорий обучающихся). В школе ведется целенаправленная работа по профилактике травматизма: организовано ежедневное дежурство по школе педагогических работников, регулярно проводятся инструктажи по охране труда для сотрудников школы и обучающихся, проводятся тематические классные часы. В 2022 году травм не зафиксировано, что говорит о положительных результатах усиления контроля педагогических работников школы за сохранением здоровья обучающихся и соблюдением обучающимися техники безопасности, правил поведения для обучающихся. Таким образом, в Школе и Филиале созданы максимально благоприятные условия для всех участников образовательного процесса. 1.5. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ Таблица № 14. Информация о распределении выпускников 9-х классов по каналам занятости в 2022 Количество выпускников 9 классов 56 Количество выпускников, продолживших получение общего образования в 2022-2023 учебном году в 10 классе в профессиональных образовательных организациях дневных г. Каменки г. Пензы городов иных общеобразовательных области городов организаций КТПТП России КамТИ 24 15 9 7 0 0 1 выпускник (ребенок-инвалид) завершил образование. 20 Таблица № 15. Информация о распределении выпускников 11 класса по каналам занятости в 2022 Общее количест во выпускни ков 11 класса 14 ФГБОУ ВПО ПГУ 5 Количество выпускников, продолживших обучение в: образовательных организациях высшего образования, образовательных расположенных на территории Пензенской области организациях высшего ФГБОУ ВПО ФГБОУ ВПО ФГБОУ ВПО Иные образования, ПГУАС ПГТУ ПГСХА образовательные расположенных на организации территории других высшего субъектов РФ образования 0 0 1 0 профессиональн ых образовательных организациях /техникумы, колледжи/ 2 6 1.6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями Школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены на: сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; повышение уровня квалификации персонала. На период самообследования в Школе работают 43 педагога. Школа и филиал полностью укомплектованы педагогическими кадрами, позволяющими решать все необходимые учебнопроизводственные задачи. Таблица № 16. Классификация должностей работников ОУ Всего педагогических работников 43 чел. Директор 1 Учитель 40 Педагог-психолог 1 Педагог-организатор 1 Диаграмма № 11. Уровень образования педагогических кадров Диаграмма № 12. Уровень квалификации педагогических кадров Диаграмма № 13. Распределение педагогических работников по стажу работы 21 Диаграмма № 14. Распределение педагогических работников по возрасту Анализ кадрового состава педагогических работников школы показывает: средний возраст педагогов школы - 45 лет со стажем 20 и более лет; преимущественное число педагогов школы имеют высшее образование (98%); высшую и первую категорию имеют 88% педагогов, что говорит о хорошем профессиональном уровне кадрового состава. Весь педагогический коллектив своевременно проходит курсы повышения квалификации. 100% педагогических работников за последние 3 года прошли курсы повышения квалификации в очно-заочной и дистанционной формах. В 2022 г. прошли курсы повышения квалификации 28 педагогических работника, направленные на подготовку педагогических и руководящих работников к реализации федеральных государственных образовательных стандартов 2021 г. Сопровождение молодого учителя в повышении его профессионального мастерства – одна из основных задач Школы на современном этапе. Для этого молодым учителям оказывается методическая помощь посредством системы наставнической работы. Педагоги Школы принимают активное участие в работе школьных, районных методических объединений, делятся опытом работы с коллегами, перенимают передовой опыт. Участвуют в работе региональных стажировочных площадках. В 2023 г. необходимо продолжить работу по повышению уровня квалификации педагогических работников школы, активизировать участие в конкурсах педагогического мастерства различного уровня. 1.7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Библиотека Школы расположена в помещении, отвечающем требованиям СанПиН. Общая площадь помещения - 51 м2, есть абонемент, читальный зал. Количество посадочных мест в библиотеке 20. В отдельном помещении располагается книгохранилище учебников площадью 15 м2. В библиотеке имеется медиатека, которой пользуются педагоги и обучающиеся, большой фонд справочной литературы. В помещении библиотеки имеется современное техническое оборудование: 1 стационарный компьютер с доступом в интернет. Фонд художественной литературы систематизирован согласно библиотечно-библиографической классификации. Библиотечный фонд составляет 27208 экземпляра, в том числе учебная литература – 21977 экземпляров, художественная, методическая литература, словари, справочники и пр. литература – 5231 экземпляр. Библиотечный фонд требует постоянного пополнения и обновления. Учебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение является необходимым условием эффективности организации учебного процесса. Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения. Средний уровень посещаемости библиотеки – 30 человек в день. На официальном сайте Школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых мероприятиях библиотеки Школы. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Фонд дополнительной литературы оцифрован полностью. Отсутствует финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. В течение 2022 года администрация Школы пополнила фонд электронных учебников на 82 новых издания. Обеспеченность доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР, в МОУ СОШ № 4 составляет 100%. 22 1.8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА Школа расположена в одном здании по адресу ул. Чернышевского, 6. Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы 22 учебных кабинета и 5 в Филиале, в том числе: лаборатория по физике; лаборатория по химии; лаборатория по биологии; компьютерный класс; столярная мастерская; кабинет технологии для девочек; кабинет ОБЖ (оборудован тренажерами «Максим», «Лазерный тир» и др.). На первом этаже здания расположен спортивный зал. Имеются столовая и пищеблок. Установлены информационно-тактильные знаки, схемы движения по объекту, информационная строка. Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями. Асфальтированная площадка для игр на территории Школы оборудована полосой препятствий: металлические шесты, две лестницы, лабиринт. Анализ данных, полученных в результате опроса педагогов на конец 2022 года, показывает положительную динамику в сравнении с 2021 годом. Материально-техническое оснащение МОУ СОШ № 4 позволяет обеспечить реализацию основных образовательных программ с применением ЭОР на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования на 100%. Материально-техническая база школы ежегодно совершенствуется, что позволяет организованно, на современном уровне, проводить учебно-воспитательную работу с обучающимися: интерактивные комплексы, включающие в себя интерактивную доску, компьютер, проектор, принтер; в кабинете технологии имеются швейные машинки, утюг, электрическая плита; все учебные кабинеты оснащены компьютерами с выходом в Интернет, а также мультимедийными проекторами, принтерами; столовая оснащена современным и качественным оборудованием, обеденный зал на 80 посадочных мест; создана единая локальная сеть школы. Учебные кабинеты, спортивный зал оснащены необходимым оборудованием и инвентарем, обеспечены естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом для освоения основных и дополнительных образовательных программ. Помещения для работы медицинского персонала оснащены оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в учебных помещениях. Немаловажное значение в школе имеет наличие специалистов. В настоящее время в школе работает 1 медицинская сестра по договору с поликлиникой, осмотр узких специалистов производится регулярно, согласно графику. 1.9. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Внутренняя система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования в МОУ СОШ № 4. В Школе утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования. По итогам оценки качества образования в 2022 году выявлено, что предметные и метапредметные результаты обучающихся соответствуют среднему уровню, сформированность личностных результатов – выше среднего. По результатам анкетирования в 2022 году выявлено, что количество родителей, которые удовлетворены качеством образования в ОУ, – 98,8 %, количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом – 96 %. Объектами внутренней оценки качества образования являются предметные результаты школьников (в т.ч. результаты ГИА учащихся 9-х и 11-х классов, результаты ВПР), метапредметные и личностные результаты, достижения обучающихся в конкурсах, соревнованиях, 23 олимпиадах различного уровня, динамика состояния их здоровья, удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. С целью снижения напряженности среди родителей по вопросу обучения в 2022 г. на сайте ОО был организован специальный раздел, обеспечена работа горячей телефонной линии по сбору информации о проблемах в организации и по вопросам качества обучения. Была предложена анкета «Удовлетворенность качеством обучения в школе». Результаты анализа анкетирования показывают положительную оценку удовлетворенности родителей по ключевым показателям. Выявлены направления деятельности школы, по которым нужно усилить работу: повышение качества образования на основном уровне обучения; повышение результативности участия педагогов в инновационной деятельности; активизировать участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Данные приведены по состоянию на 31 декабря 2022 года Показатели Единица измерения Количество человек 647 Образовательная деятельность Общая численность обучающихся Численность обучающихся по программе начального общего образования образовательной человек 269 Численность обучающихся по программе основного общего образования образовательной человек 314 Численность обучающихся по образовательной программе среднего общего образования человек 64 Численность (удельный вес) обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации от общей численности обучающихся человек (процент) 271(50,8) Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по русскому языку балл 22,8 Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по математике балл 11,9 Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку балл 65,8 Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по математике балл проф. - 65,4 баз. - 14,1 Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек (процент) получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9-го класса 0 Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек (процент) получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9-го класса 0 Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, человек (процент) которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей численности выпускников 11-го класса 0 24 Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, человек (процент) которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности выпускников 11-го класса 0 Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек (процент) не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9го класса 0 Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, человек (процент) которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11-го класса 0 Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек (процент) получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9-го класса 2 (3,6) Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, человек (процент) которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 11-го класса 2 (14,3) Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали человек (процент) участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся 524 (81) Численность (удельный вес) учащихся – победителей и человек (процент) призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности обучающихся, в том числе: 33 (5,1) − регионального уровня 11 (4,6) − федерального уровня 22 (3,4) − международного уровня 0 Численность (удельный вес) учащихся по программам с человек (процент) углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся 64 (9,9) Численность (удельный вес) учащихся по программам человек (процент) профильного обучения от общей численности обучающихся 647 (100) Численность (удельный вес) учащихся по программам с человек (процент) применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся 0 Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы человек (процент) реализации образовательных программ от общей численности обучающихся 0 Общая численность педагогических работников, в том числе: 43 человек − с высшим образованием 42 − высшим педагогическим образованием 41 − средним профессиональным образованием 0 − средним профессиональным педагогическим образованием 0 Численность (удельный вес) педагогических работников с человек (процент) квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: 38 (88,4) − с высшей 29 (46,5) − с первой 18 (41,9) 25 Численность (удельный вес) педагогических работников от человек (процент) общей численности таких работников с педагогическим стажем: − до 5 лет 3 (7) − больше 30 лет 15 (34,9) Численность (удельный вес) педагогических работников от человек (процент) общей численности таких работников в возрасте: − до 30 лет 3 (7) − от 55 лет 12 (27,9) Численность (удельный вес) педагогических и человек (процент) административно-хозяйственных работников, которые за последние пять лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников 47 (100) Численность (удельный вес) педагогических и человек (процент) административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников 43 (91,5) Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц 0,15 Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося единиц 42 Наличие в Школе системы электронного документооборота да/нет да Наличие в Школе библиотеки, в том числе наличие в ней: да/нет да − рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке да − медиатеки да − средств сканирования и распознавания текста да − выхода в интернет с библиотечных компьютеров да − системы контроля распечатки материалов да Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут человек (процент) пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся 647 (100) Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося кв. м 6,8 26