Положение о школьной библиотеке

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МОУ СОШ № 4
Протокол №9
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 4
_____________/И.М. Холькина/
Приказ № 220-О
от «30» августа 2024 г.

Холькина Ирина Михайловна
Мною рассмотрен этот документ
МОУ СОШ № 4, г.Каменка
2024.08.30 16:24:32+03'00'

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной библиотеке
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 4 г.Каменки

г. Каменка
2024

1. Общие положения
1.1. Данное Положение о школьной библиотеке МОУ СОШ № 4 разработано в соответствии
с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями от 8 августа 2024 года и Федеральным Законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О
библиотечном деле» с изменениями от 14 апреля 2023 года, с учетом Федерального закона от
25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с изменениями от 14
февраля 2024 года, а также Устава общеобразовательной организации и других нормативных
правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательных
организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает основные
принципы, задачи и функции библиотеки в образовательном учреждении, определяет
организацию деятельности, управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также
регламентирует
права
и
обязанности
пользователей
и
работников
библиотеки
общеобразовательной организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки
общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры личности
учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебновоспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет
уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению общеобразовательной
организации.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением образовательной
организации, участвующим в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения права
участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе
идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции
библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами
учитывается при лицензировании образовательной организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в
Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей, обучающихся,
учителей и других работников общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы
родителей на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся на
основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о школьной библиотеке,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных
органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных
и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой
статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями от 14 февраля 2024 года).

2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций,
обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное
или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или
религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ
относятся:
 официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
 материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международноправовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
 любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на
территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень
основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах
пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими
требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и
педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:
 бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
 цифровом (DVD -диски);
 коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационной деятельности,
формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования
учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции школьной библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная,
культурная.

4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной
к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом
исполнительной власти;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной организации;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
 обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
 способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
 создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
 консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно
которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной
организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом
работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование
фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных
размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру
расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку
профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом общеобразовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
 двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
 одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
 не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор
школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе
библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую
очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание комфортной
информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагог –
библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором
школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом
общеобразовательной организации.
6.3. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) назначается директором общеобразовательной
организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического
совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) отвечает за организацию работы библиотеки и
результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на
Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки является
частью общего годового плана общеобразовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям
квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об
образовании и (или) квалификации.

6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение
внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным
окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми
документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной организации
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому
законодательству Российской Федерации.
6.9. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком, установленным
Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять требованиям соответствующих
квалификационных характеристик, Устава и Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и
требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Педагог – библиотекарь имеет право:
 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной организации;
 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
 определять источники комплектования информационных ресурсов;
 изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
 определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
 взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей ответственность
несут законные представители;
 вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не
входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере).
 участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом
Уставом;
 на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах
Правительства РФ.
 быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
 участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь обязан:
 обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
 информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
 формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами общеобразовательной организации, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
 совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;

 обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
 обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
школы;
 вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
 за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
 за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
 за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
 получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах
и предоставляемых библиотекой школы услугах;
 пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
 получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
 получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
 продлевать срок пользования документами и литературой;
 участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
 соблюдать правила пользования библиотекой;
 бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
 пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
 убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых книгах несет последний пользователь;
 расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение:
обучающиеся 1- 4 классов);
 возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
 заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
 полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится в
индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей) обучающихся — по
паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии педагога – библиотекаря.

9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться к
педагогу – библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к ресурсам,
указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится согласно
утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и
пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным актом,
принимается на педагогическом совете школы и утверждается приказом директора
общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».