Анализ воспитательной работы школы за 2023-2024 учебный год В 2023-2024 уч. году школа осуществляла свою работу опираясь на рабочую программу воспитания МОУ СОШ № 4, разработанную в соответствии с Примерной программой воспитания Министерства РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», а также использовала Технологию «Применение оценки личностных результатов обучающихся при планировании воспитательной работы» в соответствии с приказом Министерства образования Пензенской области от 18.08.2023 г № 16-151. Главная цель воспитательной работы школы: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Воспитательную работу в школе осуществляли профессиональные педагоги: 27 педагогов являются классными руководителями 1-11 классов, 1 педагог-психолог, 2 советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и администрацией школы. В школе обучалось 612 человек. Также хочется сказать, что вся система воспитательной деятельности школы была представлена на сайте МОУ СОШ № 4 и в школьном сообществе в VK. Воспитательная работы школы велась по следующим направлениям: духовно-нравственное, патриотическое, гражданское, экологическое, исследовательское, здоровьесберегающее, трудовое (профориентационное), эстетическое. В школе использовали технологию С.В.Климова по оценке личностных результатов обучающихся. В диагностики принимали участие обучающиеся 11-ых классов в составе 30 человек. Их условно поделили на 2 группы А и Б. диаграмма группы А диаграмма группы Б В результате диагностики были выявлены значения в норме по следующим критериям: Критерий Норма Группа Группа Расхождение А Б больше 10% ≥ 68 % 70 86 16% Духовно-нравственное: 1.1. Способность к сочувствию по отношению к окружающим 1.2. Проявляемая в поведении готовность от 73,5 % 70.8 75.8 нет взаимодействовать с окружающими людьми в по 95 % соответствии с морально-этическими нормами и правилами, принятыми в обществе ≥ 65 % 53 47 14% Патриотическое: 2.1.Сформированность внутриличностных основ для развития эмоционально-чувственного неприятия проявлений неуважительного отношения к ценностям своей и других культур ≥ 76 % 49 79 30% Общегражданское: 2.2. Настроенность на общение и совместную деятельность с другими людьми 3.2. Сформированность уважительного ≥ 67 % 64.2 65 нет эмоционально окрашенного отношения к правам и свободам других людей (в соответствии с принципами гуманизма и нормами законов) 9.2. Способность предвидеть результаты своего ≥ 72 % 45 49 нет поведения от 76 % 66.5 63.7 нет Трудовое (включая профориентационое): 3.1. Развитость способности самостоятельно по 95,8% эффективно действовать в условиях постоянного обновления социальных и технологических реальностей 4.1. Развитость основных умений и навыков ≥ 75 % 71.2 59 12% конструктивного взаимодействия, сотрудничества со взрослым сообществом и сверстниками в социально значимых и трудовых аспектах деятельности 4.2. Развитость стремления к добросовестности ≥ 67 % 56 60.4 нет конкуренции на основе приложения своего труда в различных видах деятельности 9.1. Настроенность на принятие самостоятельных ≥ 60 % 61 64 нет решений – внутриличностная основа развития способностей к самоорганизации своей деятельности 8.2. Развитость умения поддерживать свою ≥ 34 % 28 38 10% работоспособность в осуществляемой деятельности 14. Готовность (сформированность установок и от 66, 65 55 71 16 умений) к преодолению трудностей в своих делах и % по 83,3 занятиях на основе волевого усилия % Эстетическое: 5.1. Выраженность ценностных ориентаций, необходимых для развития чувства прекрасного, восприятия и понимания произведений искусства 5.2. Готовность (сформированность установок и умений) к активному творчеству Экологическое: 6.1. Способность оценивать (в том числе – на ≥ 73 % 56 60.2 нет от 67,5 % по 93,75 % ≥ 55 % 55 50 нет 64 47 17% практике) возможные последствия деятельности человека для окружающей среды 6.2. Способность разумно ограничивать свои потребности, исходя из представления о последствиях для природы деятельности человека Исследовательское (связанное с освоением ценностей научного познания): 7.1. Интерес к новизне в получаемой информации и переживаемых событиях 7.2. Умение самостоятельно пользоваться различными средствами и способами получения информации, значимой для целей своего личностного совершенствования Здоровьесберегающее: 8.1. Подтверждаемое на практике стремление поддерживать и совершенствовать культуру тела, свою физическую развитость 8.2. Развитость умения поддерживать свою работоспособность в осуществляемой деятельности ≥ 65 % нет 62 61 40 58.6 ≥ 75 % 76.6 64 нет ≥ 65 % 26 52 26% ≥ 34 % 28 37 нет ≥ 70 % 18.6% Если посмотреть на промежуточные результаты, то мы увидим значительные изменения. Это говорит о том, что мы выбрали не те формы работы или дети безответственно подошли к анкетированию. диаграмма группы А диаграмма группы Б Критерий Норма ≥ 68 % Духовно-нравственное: 1.1. Способность к сочувствию по отношению к окружающим 1.2. Проявляемая в поведении готовность от 73,5 % взаимодействовать с окружающими людьми в по 95 % соответствии с морально-этическими нормами и правилами, принятыми в обществе ≥ 65 % Патриотическое: 2.1.Сформированность внутриличностных основ для развития эмоционально-чувственного неприятия проявлений неуважительного отношения к ценностям своей и других культур ≥ 76 % Общегражданское: 2.2. Настроенность на общение и совместную деятельность с другими людьми 3.2. Сформированность уважительного ≥ 67 % эмоционально окрашенного отношения к правам и свободам других людей (в соответствии с принципами гуманизма и нормами законов) 9.2. Способность предвидеть результаты своего ≥ 72 % поведения от 76 % Трудовое (включая профориентационое): 3.1. Развитость способности самостоятельно по 95,8% эффективно действовать в условиях постоянного обновления социальных и технологических реальностей 4.1. Развитость основных умений и навыков ≥ 75 % конструктивного взаимодействия, сотрудничества со взрослым сообществом и сверстниками в социально значимых и трудовых аспектах деятельности 4.2. Развитость стремления к добросовестности ≥ 67 % конкуренции на основе приложения своего труда в различных видах деятельности 9.1. Настроенность на принятие самостоятельных ≥ 60 % решений – внутриличностная основа развития способностей к самоорганизации своей деятельности 8.2. Развитость умения поддерживать свою ≥ 34 % работоспособность в осуществляемой деятельности 14. Готовность (сформированность установок и от 66, 65 умений) к преодолению трудностей в своих делах и % по 83,3 занятиях на основе волевого усилия % Эстетическое: 5.1. Выраженность ценностных ориентаций, необходимых для развития чувства прекрасного, восприятия и понимания произведений искусства 5.2. Готовность (сформированность установок и умений) к активному творчеству Экологическое: 6.1. Способность оценивать (в том числе – на Группа Группа Расхождение А Б больше 10% 70 86 16% 70.8 75.8 нет 53 47 14% 49 79 30% 64.2 65 нет 45 49 нет 66.5 63.7 нет 71.2 59 12% 56 60.4 нет 61 64 нет 28 38 10% 55 71 16 ≥ 73 % 56 60.2 нет от 67,5 % по 93,75 % ≥ 55 % 55 50 нет 64 47 17% практике) возможные последствия деятельности человека для окружающей среды 6.2. Способность разумно ограничивать свои потребности, исходя из представления о последствиях для природы деятельности человека Исследовательское (связанное с освоением ценностей научного познания): 7.1. Интерес к новизне в получаемой информации и переживаемых событиях 7.2. Умение самостоятельно пользоваться различными средствами и способами получения информации, значимой для целей своего личностного совершенствования Здоровьесберегающее: 8.1. Подтверждаемое на практике стремление поддерживать и совершенствовать культуру тела, свою физическую развитость 8.2. Развитость умения поддерживать свою работоспособность в осуществляемой деятельности ≥ 65 % нет 62 61 40 58.6 ≥ 75 % 76.6 64 нет ≥ 65 % 26 52 26% ≥ 34 % 28 37 нет ≥ 70 % 18.6% Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводился классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся являлось педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивалось на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. В начале сентября 2024 г. в школе была проведена диагностика уровня воспитанности учащихся 1-11 классов по методике, разработанной Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой. Всего приняло участие 592 чел. (100%). Критерии определения уровня воспитанности: воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает, как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. Изучение воспитанности школьников осуществлялось с учётом их возрастных особенностей. Оно показало: средний и повышенный уровень воспитанности наблюдается у большинства (38,4 и 37,3%) обучающихся 1-4 классов – это дети, у которых есть наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции (рис.1). 15,7 7 ниже среднего средний 37,3 38,4 средний повешенный высокий рис.1 Среди учащихся 5-11 классов преобладает выше среднего уровень воспитанности (316 учащихся) – 59% (рис.2). 1,2 0,7 17,9 ниже среднего средний повышенный 59 рис.2 Вывод: доминирующим является хороший уровень воспитанности обучающихся Из отчётов классных руководителей видно, что 85% поставленных педагогами на этот учебный год воспитательных задач были решены. В 5,6,7 классах необходимо продолжить работу над сплочением коллектива, в основном и в среднем звене по-прежнему остается проблема зависимости детей от гаджетов, несмотря на то, что согласно школьному положению об использовании средств мобильной связи пользование телефонами ограничено. Воспитательные события в школе проводились в соответствии с календарными планами воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу по уровням образования. Воспитательная работа в рамках рабочих программ воспитания осуществлялась по модулям: «Основные школьные дела», «Классное руководство», «Школьный урок», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно- пространственной среды», «Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация», «Детские общественные объединения», «Школьные и социальные медиа», «Школьный спортивный клуб». Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий, через систему воспитательных мероприятий, детские общественные объединения и дополнительное образование. С 1 сентября 2023 года в планах внеурочной деятельности уровней образования выделено направление - еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» были включены в планы внеурочной деятельности всех уровней образования в объеме 36 часов. Также планы внеурочной деятельности по уровням образования включали в себя: занятия по формированию функциональной грамотности (курс «Функциональная грамотность» (5-6 классы), занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей: внеурочные занятия «Россия мои горизонты» включены в планы внеурочной деятельности в 6-11-х классах в объеме 34 часов; занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся («Краеведение», «Робототехника» Путешествие в страну «Геометрия», «Химия в задачах и упражнениях», «За страницами учебника физики», «Биология. Проектно-исследовательская деятельность» и т.д ; занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов («Хоровое пение», «Мир танца», «Спортивные игры», «Плавание» и т.д.; занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности (отряд ЮИД, школьный спортивный клуб «Факел», Совет обучающихся, волонтёрское формирование «Бумеранг», Орлята России, отряд Юнармии, актив РДДМ). В прошедшем учебном году основное количество курсов внеурочной деятельности было направлено на развитие обучающихся (46% от общего количества), 34% - на повышение уровня функциональной грамотности. 100% школьников занимались в рамках общероссийского курса «Разговоры о важном». Обучающиеся 1-4 классов стали участниками программы «Орлята России». Вывод. Внеурочной деятельность были охвачены все обучающиеся. Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней общего образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует требованиям стандартов к структуре рабочих программ внеурочной деятельности. Классное руководство На начало 2023-2024 учебного года в школе было сформировано 35 общеобразовательных классов. Классные руководители 1–11-х классов разработали планы работы с классами в соответствии с рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы уровней образования. Классными руководителями использовались различные формы работы с обучающимися и их родителями: классные часы целевой воспитательной тематической направленности, оказание помощи классам в подготовке, проведении и анализе участия в общешкольных делах, интересные и полезные совместные дела, игры и тренинги на сплочение и командообразование, внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера, выбор актива, правил поведения, беседы и игры, конкурсы, родительские собрания и др. Классными руководителями проводилась работа с учителями-предметниками по вопросу успеваемости учащихся, родителям неуспевающих и слабоуспевающих учащихся направлены уведомления по успеваемости детей, с выпиской оценок. Проводилась индивидуальная работа по повышению успеваемости учащихся. Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач. Классные руководители исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе, пользуясь методиками определения уровня воспитанности классного коллектива (и отдельно каждого ученика класса) во внешне поведенческом аспекте, изучают уровень развития коллектива. Однако, следует отметить и недостатки, которые выявились при анализе воспитательной работы, проводимой классными руководителями, а именно: не все классные руководители выполняют свои функциональные обязанности в полном объёме; в некоторых классах на низком уровне ведется работа по организации классного самоуправления; в отдельных классах наблюдается низкий уровень участия в школьных и внешкольных конкурсах, акциях, событиях. Большинство педагогов имеют многолетний опыт работы в роли классного руководителя, владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку в планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности. Важную роль в повышении общетеоретического, методического уровня классных руководителей и их квалификации играет школьное методическое объединение классных руководителей. Оно проводилось в соответствии с планом работы, консультации для классных руководителей - по мере необходимости и личного запроса. Школьный урок Реализация воспитательного потенциала уроков в течение 2023-2024 учебного года предусматривала: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу Гимназии, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательнойнаправленности. Подводя итоги реализации модуля «Школьный урок», сделан вывод о единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствиис ФГОС: гражданское воспитание; патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия; трудовое воспитание; экологическое воспитание; ценности научного познания. Ключевые общешкольные дела В основе воспитательной системы гимназии – традиционные совместные дела, и мероприятия, а также дни единых действий, посвященные значимым государственным праздникам, событиям, памятным датам. Основные школьные дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение основных школьных дел в жизнь гимназии помогает преодолеть мероприятий характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. В 2023-2024 учебном году проводились общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы «День Знаний», легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы, единый урок ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом, праздники: «День учителя», «День матери», «Новый год», «День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день» и др. Учащиеся совместно с учителями и родителями принимали участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире (акция ко Дню пожилого человека, акция, посвященная Дню народного единства, День Героев Отечества, час памяти «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», День космонавтики, акция «Бессмертный полк» и др.). В 2023-2024 учебном году проводились торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в гимназии, обществе - «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в РДДМ», «Посвящение в орлята», «Последний звонок», «Выпускной». Каждую неделю традиционно проводились церемонии награждения обучающихся и педагогов за участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие школы (общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей). В течение 2023-2024 учебного года, по понедельникам и пятницам, проводилась традиция еженедельного поднятия и спуска Государственного флага Российской Федерации. Вывод: общешкольные дела преимущественно планируются, организуются, проводятся и анализируются совместно – школьниками и педагогами. Большему количеству обучающихся дела интересны, участие школьников в этих делах сопровождается их увлечением общей работой, радостью и взаимной поддержкой. Классные руководители являются значимыми взрослыми для большинства детей своих классов, школьники доверяют своим классным руководителям, но необходимо вовлекать большее количество школьников для решения вопросов, касающихся жизни класса, не всегда идеи и пути их решения реализуются обучающимися, не у всех детей есть возможность проявить свою инициативу. Необходимо чаще вовлекать детей в деятельность с опоройна их интересы, мотивировать и стимулировать их инициативу. Внешкольные мероприятия Модуль «Внешкольные мероприятия» - это общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами школы, выезды обучающихся на экскурсии, посещение театров, музеев, выставок и т.д. Так совместно с ГИБДД ОМВД России по Пензенской области проводились акции «Единый день безопасности пешехода», «Пешеход на переход», месячник по безопасности дорожного движения «Внимание, дети!» и др. Экскурсии помогают школьникам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у детей и подростков самостоятельности и ответственности, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: регулярные пешие прогулки, экскурсии выходного дня, организуемые в классах классными руководителями и родителями школьников. Вся информация об экскурсия была освещена в группе Вконтанке и на сайте школы. Предметно-пространственная среда Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе. В 2023-2024 учебном году: во внутреннем дворе школы установлен флагшток с Государственным флагом Российской Федерации; проведение мероприятий сопровождалось звуковым оформлением позитивной духовнонравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, перед каждым торжественным событием исполнялся Гимн Российской Федерации; оформлялись и обновлялись «места новостей», стенды в помещениях (холл первого этажа, холл второго этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; в течение учебного года оформлялись сменяемые экспозиции творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга (конкурс рисунков «Краски осени», конкурс поделок «Вместо елочки букет», конкурс поделок «Новогодний серпантин», выставки рисунков ко Дню Героев Отечества, ко Дню космонавтики; к Дню Победы, конкурс плакатов к Дню учителя, конкурс экологических плакатов, конкурс новогодних плакатов и др.); поддерживался эстетический вид всех помещений школы; классные руководители совместно с обучающимися и родителями оформляли классы к праздникам, принимали участие в уборке школьных аудиторий и пришкольной территории; в течение учебного года разрабатывались и оформлялись пространства проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн), организовывались фотозоны; разрабатывались и обновлялись материалы (стендов и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе школы, актуальных вопросах профилактики и безопасности; предметно-пространственная среда строилась как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями Вывод: в школе создано благоприятное предметно-пространственное, событийное и информационно-культурное окружение. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривала: создание и деятельность в школе, в классах представительных органов родительского сообщества, участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения; тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; раздел «Родителям» на школьном интернет-сайте, где размещалась полезная для родителей (законных представителей) информация и советы родителям, которые дает педагогпсихолог на странице социально-психологической службы («Родителям будущих первоклассников», «Ваш ребенок — пятиклассник», «Сдаем ЕГЭ: рекомендации родителям», участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в гимназии в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий. В то же время существуют проблемы, затрудняющие реализацию воспитательного потенциала взаимодействия с родителями: не все родители проявляют интерес к школьной жизни некоторые родители не посещают родительские собрания; единообразие форм работы с родителями. Вывод: работа с родителями остается одной из самых важных. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, родительские гостиные, конференция семейных проектов, совместные КТД и др.). Мониторинг изучения удовлетворенности родителей образовательными услугами показал, что большинство родителей – 98% удовлетворены обеспеченностью и благоустройством ОУ, качеством образования удовлетворены 96,2% родителей. Общий показатель удовлетворенности родителей качеством образования и обеспеченностью школы 98%. Самоуправление Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в школе предусматривает: организацию и деятельность органов ученического самоуправления (Совет обучающихся), избранных обучающимися; представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления гимназии; защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в школе. Ученическое самоуправление организуется в соответствии с принципами: добровольность; включенность всех обучающихся; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление обучающимся большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность. В 2023-2024 учебном году действовал Совет обучающихся, сформированный в начале года из числа обучающихся путем прямых выборов в каждом из классов (по одному представителю от класса). Председатель Совета обучающихся был избран простым большинством голосов на первом заседании. В составе Совета были сформированы инициативные группы. Активисты самоуправления принимали активное участие в работе РДДМ, различных фестивалях и форумах. В 2023-2024 учебном году члены совета старшеклассников работали под руководством советника по воспитательной работе Писаревой Е.А. и Лукичевой Ю.В. Принимали активное участие в днях единых действий команды Навигаторы детства. Все мероприятии в рамках дня единых действий освещались на сайте и в социальной сети ВК МОУСОШ №4 Социальное партнерство Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); Такими мероприятиями в 2023-2024 учебном году стали: в рамках проекта «Билет в будущее» школа сотрудничала в с Каменским техникумом промышленных технологий; при проведении профилактической работы школа сотрудничала с социальным приютом, комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудниками полиции, ОГИБДД, Налоговой (были проведены беседы с сотрудниками в рамках проекта « Родительский университет»); совместные мероприятия с центральной районной библиотекой, Школой исскуств. Вывод: социальное партнерство позволяет обогатить формы взаимодействия, предоставляет много возможностей по приобретению нового опыта, знаний. Необходимо расширять спектр социальных партнеров, разрабатывать и реализовывать совместно с ними, обучающимися, педагогами социальные проекты благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Профориентация Организация профориентационной работы в школе является важным направлением в структуре учебно-воспитательной работы. В школе обучаются дети, наделенные разными способностями. Поэтому важно создать условия для психолого - педагогической поддержки в профессиональном самоопределении обучающихся, оказать помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии. В школе отрабатывается система профориентационной работы, целью которой является развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основными задачами стали формирование готовности обучающихся к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. С 2022 года вопросы профориентационной направленности реализуются через занятие «Разговоры о важном». С 1 сентября 2023 года начата реализация профессионального минимума: урочная деятельность, внеурочная деятельность, курс занятий «Россия - мои горизонты», практико-ориентированный модуль, взаимодействие с родителями (законными представителями), профессиональное обучение. 6-11 классы реализуют основной уровень профминимума. Реализация профориентационного минимума осуществляется с помощью проекта «Билет в будущее». В проекте зарегистрировано 60 человек. Дети прошли обязательную авторизацию, верификацию и первичную диагностику. Все они прошли профпробы по профессиям: спасатель МЧС, педагог, сваршик, инженер –технолог, текстильного производства В ходе организационно-методической работы организованы с учетом интересов обучающихся учебные курсы в 10-11 классах, курсы внеурочной деятельности, разработаны организован цикл семинаров для классных руководителей, освещены профориентационные вопросы на совещаниях, проводилось информационное сопровождение профориентационной работы на школьном сайте и на официальной странице «ВКонтакте». Работа с родителями включала в себя проведение индивидуальной и групповой работы с родителями (законными представителями) по содействию в выборе профессии, организации встреч учащихся с родителями – представителями различных профессий, привлечении родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения, проведении родительских собраний «Как правильно выбрать профессию своему ребенку», подготовке рекомендаций родителям, информировании родителей о работе кружков, спортивных секций, факультативных занятий и курсов внеурочной деятельности. Работа с учреждениями высшего и среднего профессионального образования заключалась в организации экскурсий, тематических встреч-лекций с обучающимися о направлениях и формах профессионального обучения, перспективах профессионального роста. Ключевую роль в работе с обучающимися играет система урочной и внеурочной деятельности. Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, домашние сочинения и т.д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки. Шагом в будущую профессию для многих учащихся 9-10 классов становится выполнение и защита индивидуальных проектов. Ребята не только раскрывают тему теоретически, но и пробуют реализовать её на практике. Учащиеся старших классов пробовали себя в роли учителей во время Дня самоуправления, традиционно проводимом в День учителя (всего – 28 чел.). В период летних каникул, на основании заключенных договоров с Добринским районнм ЦЗН, функционировала трудовая бригада. Ребята оказывали помощь школе, помогали в библиотеке, выполняли небольшие ремонтные работы. Формирование ценностного отношения к труду, знакомство с профессиями, примерами успешного построения карьеры, личностями, достигшими успеха проходило и на внеурочных занятиях «Разговоры о важном» (люди творческих профессий, профессии прошлого и профессии будущего, ценность профессии учителя. Учителя в течение года проводили для обучающихся уроки финансовой грамотности, уроки качества, уроки «Цифры», уроки «Эколята» и др. Классные руководители совместно с активом детского общественного объединения проводят на переменах профориентационные игры, педагог-психолог проводит диагностикупрофессиональной направленности. В течение года обучающиеся и их родители получают информацию о проводимых Днях открытых дверей учебных заведений. Объявления размещаются на школьной странице «ВКонтакте». Вывод: в школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся. Необходимо продолжить координировать работу классных руководителей по организации индивидуальной работы с обучающимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции, участию обучающихся в федеральном проекте «Билет в будущее». Школьное медиа Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в школьной интернет-группе - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе; участие школьников в конкурсах школьных медиа. В школе функционирует школьный пресс-центр, который имеет свою страничку «вконтакте». Руководит пресс-центром зам.дир.по ВР. Детские общественные объединения и добровольческая деятельность Действующее на базе гимназии детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). В школе в 2023-2024 учебном году действовали детские общественные объединения «Совет старшекласников», «Орлята России», «РДДМ». Целью Совета обучающихся является создание условий для всестороннего развития учащихся в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации их творческого потенциала. Активисты детских общественных объединений – постоянные участники районной Школы активы, районных фестивалей и форумов. На базе гимназии функционировали отряды «Юнармия», «ЮИД». Воспитание в детских общественных объединениях осуществлялось через: организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других: организация праздничных концертов и встреч, изготовление открыток и сувениров учащимися школы пожилым людям; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (уборка мусора на закрепленной территории, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие (добровольческие акции «Капля добра», «Сделаем вместе», экологические – «Чистый город – чистая душа», «Осенняя неделя добра» и др., подготовка концертных программ к Дню учителя, Международному женскому дню и др., помощь в проведении мастер- классов для начальной школы, организации выставок творческих работ, встреч с ветеранами, экскурсий по школе, спортивных мероприятий и др.) ; клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в гимназии, празднования знаменательных для членов объединения событий (еженедельные собрания членов Совета РДДМ, Совета обучающихся); рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников («Посвящение в «Орлята России», «Посвящение в первоклассники», игры, мастер-классы и до.); поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении; участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Одним из важных направлений в работе детских общественных объединений является волонтерство. Волонтерское формирование «Бумеранг» под руководством советника по восптанию Писаревой Е.А. активно организовывало в течение 2023-2024 учебного года благотворительные, экологические акции, мастер-классы и др., принимало участие в районных акциях и конкурсахв сфере добровольчества. Волонтеры в течение учебного года поздравляли ветеранов педагогического труда с праздниками – Днем учителя, Новым годом, 8 марта, Днем Победы. Юнармейцы оказывали содействие во встречах с ветеранами боевых действий, в сборе гуманитарной помощи для воинов СВО, изготовлению маскировочных сетей и блиндажных свечей (руководитель Лукичева Ю.В.). Отряд ЮИД (руководитель Писарева Е.А.) принимал активное участие в мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма – акции «Засветись!», «Береги пешехода», «Весна идёт - весне дорогу», проводили мероприятия «Детям - безопасную дорогу», викторины и игры по правилам дорожного движения в начальной школе. Профилактика и безопасность В течение 2023-2024 учебного года социально - педагогическая работа осуществлялась в соответствии с планом работы и поставленной целью: создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении и задачами: изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем; оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости; организация профилактической, коррекционной, информационной работы; сотрудничество с органами системы профилактики в работе с субъектами образовательного процесса. Исходя из указанных целей и задач, был составлен план работы. При реализации плана осуществлялось взаимодействие с учителями-предметниками, родителями, школьным психологом, специалистами социальных служб, инспекторами ПДН, специалистами КДН, сотрудниками полиции. В начале года были созданы и проанализированы социальные паспорта классов для выявления разных категорий учащихся. Определены приоритетные направления работы с детьми «группы риска», опекаемыми, детьми-инвалидами, семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении: изучение социальных проблем учеников и семей; ведение контроля и профилактической работы с детьми и семьями, состоящими на всех видахпрофилактического учёта; осуществление социальной защиты детей из семей «группы риска»: многодетных, опекаемых;малоимущих, неполных. В течение года проводилась следующая работа с данными категориями семей/детей. 1. Посещение на дому с целью обследования жилищно - бытовых условий. Организовано 17 посещение семей (в каникулярное время), также посещали семьи по ранее запланированному графику. 2. Беседы с учащимися разных категорий и их родителями. В течение года классными руководителями проведены классные часы, направленные на ЗОЖ, толерантное отношение к окружающим людям, о правилах поведения в школе, вредных привычках, правах и обязанностях, проведены спортивные мероприятия и т.д. 3. В течение 2023-2024 уч. года совместно с сотрудниками ОДН были организованы посещения семей учащихся по месту жительства (3 выхода). 4. Классные руководители и зам.дир.по ВР в течение учебного года принимали участие в заседаниях КДН . 5. Вовлечение учащихся во внеурочную работу и организация их досуга. 100% учащихся школы вовлечены в организованные формы внеурочной занятости. Наибольшее количество детей посещают различные спортивные секции (примерно 40% от учащихся и 15% учащихся учетных категорий) и школьные кружки (примерно 34% от учащихся школы и 54% учащихся учетных категорий). 6. Организация работы Совета по профилактики. Проведено 7 заседаний с участием классных руководителей, родителей, учащихся. 7. Организовывались рейды с привлечением родителей. Основными направлениями рейдов было патрулирование микрорайона школы, места скопления молодежи с целью выявления н/л склонных к совершению правонарушений, бродяжничеству, употреблению спиртных напитков, ПАВ, нарушения общественного порядка, места скопления молодежи, точки реализующих алкогольную и табачную продукцию. Нарушений не выявлено. 8. За 2023-2024 уч. год было написано 1 обращения в ПДН, с ходатайством о снятии с учета ученика 11 класса 9. Организация и проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями. В течение учебного года проводилась профилактическая и коррекционная работа с учащимися и семьями учетных категорий, которая отражалась в карточках. С учащимися учетных категорий проведены беседы на различные темы «Так ли безобидно мелкое хулиганство?», «Защита персональных данных и личной информации в сети Интернет», «Внеурочная занятость», «Алкоголь и жизненные перспективы человека», «Наркотики – путь в никуда» и т.д. Проводились индивидуальные беседы и консультации с детьми, родителями по воспитанию, обучению, контролировалась посещаемость, успеваемость учащихся, собиралась информация о каникулярной занятости н/л и т.д. Четверо учащихся «группы риска» и состоящих на учете в ПДН и ВШУ приняли участие в районном профилактическом мероприятии. 10. В работе учтены возрастные и психологические особенности каждого школьника, его задатки, способности, интересы. В течение всего учебного года дети указанных категорий вовлекались в различную внеклассную деятельность: к организации общешкольных и классных мероприятий,к занятиям в кружках, секциях, спортивных состязаниях. Вывод: серьёзной проблемой остаётся первичная профилактика семей и детей группы риска, социального сиротства и СОП. Поэтому на следующий год необходимо: продолжить совместную работу с органами профилактики, направленную на раннее выявление возникающих проблем в сфере ближайшего окружения ребёнка и устранение причин, порождающие эти проблемы; изучать психолого-возрастные особенности детей, их интересы, условия жизни в семье; продолжить активную работу по вовлечению несовершеннолетних «группы риска», СОП в дополнительное образование; формирование у несовершеннолетних гуманистического социально-активного, ответственного поведения. Администрации школы совместно с социально-психологической службой, учреждениями района продолжить методическое просвещение классных руководителей по работе с детьми, склонных к правонарушениям, и их родителей, продолжить тесную связь школы и семьи, опираясь на современные технологии родительского образования. Таким образом, воспитательная деятельность школы строилась на основе учебных и воспитательных программ, общешкольного комплексного воспитательного плана, основой которого были направления, способствующие гармоничному развитию воспитанника, раскрытию его интеллектуальных, духовных и личностных качеств. Для достижения целей администрацией и коллективом были созданы условия в целях личностно-ориентированного образования школьника, способствующие его разностороннему развитию. Организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий. Все аспекты воспитательной работы позволили учащимся ярко и неординарно проявить свои творческие способности. Задачи на 2024-2025 учебный год 1. Разнообразить формы взаимодействия с семьей. 2. Увеличить количество занятых детей 12-14 лет в систему школьного дополнительного образования. 3. Увеличить количество обучающихся, вовлеченных в общешкольные дела. 4. Продолжить реализовывать программу социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». 5. Активизировать работу Центра детских инициатив. Зам.дир.по ВР: /Е.В.Пономарёва/