МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического совета Директор: _________/И.М. Холькина/ Протокол № 3 от 10.04.2024 г. Приказ от 10.04.2024 г. № 108-О Подписан: Холькина Ирина Михайловна Основание: мною рассмотрен этот документ Местоположение: МОУ СОШ №4 г.Каменка Дата: 2024-04-11 08:31:37 ОТЧЕТ О САМООБСЛЕДОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4 ЗА 2023 ГОД г. Каменка 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Аналитическая часть 1.1.Оценка образовательной деятельности…………………………………… стр. 4-10 1.2.Структура и система управления образовательной организации…….. стр. 10-11 1.3.Содержание и качество подготовки обучающихся………………………. стр. 11-19 1.4.Организация учебного процесса……………………………………………. стр. 19-20 1.5.Востребованность выпускников……………………………………………. стр. 20-21 1.6.Кадровое обеспечение………………………………………………………… стр. 21-22 1.7.Учебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение…. стр. 22 1.8. Материально-техническая база……………………………………………. стр. 22-23 1.9. Внутренняя система оценки качества образования…………………….. стр. 23 2.Результаты анализа показателей деятельности образовательной организации ………………………………………………………………………. стр. 24-26 2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Полное наименование образовательной организации в соответствии с Уставом Тип ОУ Вид ОУ Учредитель Организации Руководитель Юридический адрес Филиал Правовые документы Телефоны Электронная почта Адрес сайта Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г.Каменки (МОУ СОШ № 4) Общеобразовательное учреждение Муниципальное бюджетное учреждение Управление образования администрации Каменского района Пензенской области Холькина Ирина Михайловна 442246, Пензенская область, Каменский район, г. Каменка, ул. Чернышевского, д. 6 Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 основная школа с. Кочалейка 1.Устав Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г.Каменки (утвержден приказом Управления образования администрации Каменского района Пензенской области № 50/01-05 от 06.02.2023 г.) 2.Лицензия Серия 58Л01 № 0000546, регистрационный № 11733 от 30 ноября 2015 г. Срок действия лицензии – бессрочно 3. Свидетельство о государственной аккредитации Серия 58А01 № 0000415, регистрационный № 6230 от 03 августа 2016 г. Свидетельство действительно до 01 марта 2024 г. Размещение документов на сайте школы: https://kamenka4.penzschool.ru/ 8 (841-56) 4-29-55, 8 (841-56) 4-29-56 shkola414@yandex.ru https://kamenka4.penzschool.ru/ Основным видом деятельности МОУ СОШ № 4 (далее – Школа) является реализация общеобразовательных программ: Вид программы основная образовательная программа начального общего образования адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (7.2) основная образовательная программа основного общего образования адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (7.1) адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с для обучающихся с умственной отсталостью Реквизиты документа Приказ № 216-О от 30.08.2023 г. Приказ № 216-О от 30.08.2023 г. Приказ № 216-О от 30.08.2023 г. Приказ № 216-О от 30.08.2023 г. Приказ № 216-О от 30.08.2023 г. 3 основная образовательная программа среднего общего Приказ № 182-О от 29.08.2020 г. образования основная образовательная программа среднего общего Приказ № 216-О от 30.08.2023 г. образования образовательные программы дополнительного Приказ № 216-О от 30.08.2023 г. образования МОУ СОШ № 4 расположена в рабочем районе г. Каменки. Большинство семей обучающихся проживает в домах типовой застройки. Школа имеет филиал – основная школа с. Кочалейка. Основным видом деятельности Филиала является реализация образовательных программ: Вид программы Реквизиты документа основная образовательная программа начального общего Приказ № 216-О от 30.08.2023 г. образования основная образовательная программа основного общего Приказ № 216-О от 30.08.2023 г. образования 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Таблица № 1. Органы управления, действующие в Школе Наименование органа Функции Директор Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Школой Управляющий совет Рассматривает вопросы: развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности; материально-технического обеспечения Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышения квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы 4 Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Система управления представляет вид управленческой деятельности, целью которой является повышение качества образования через развитие инновационного потенциала учителя и ученика и обеспечение условий для: создания системы независимой оценки качества образования; повышения педагогической активности и роста профессионализма педагогических кадров; формирования у обучающихся потребности в учении и саморазвитии в процессе реализации ФГОС. Важным элементом системы управления становится открытая информационная среда школы: официальный сайт школы (https://kamenka4.penzschool.ru/), группа в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club211384041). Управленческие действия, предпринимаемые в Школе, осуществляются на основе прогнозирования общих линий развития и направлены на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Единоличным исполнительным органом Школы является директор. Коллегиальными органами управления являются Общее собрание работников школы, Педагогический совет, Управляющий Совет. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления Школой и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, созданы: Совет обучающихся, Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; Профессиональный союз работников школы. В целях урегулирования разногласий по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания в Школе создана Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Для каждого коллегиального органа управления разработаны положения, которые определяют компетенцию, структуру, принципы организации деятельности, а также регламентируют обязанности, права и ответственность их членов. Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано четыре методических объединения: методическое объединение учителей гуманитарного цикла; методическое объединение учителей естественно-математического цикла; методическое объединение учителей начального образования; методическое объединение классных руководителей. Планирование образовательного процесса осуществляется в соответствии с программой развития, планом работы школы на учебный год, который строится на основе выявленных проблем, планом финансово-хозяйственной деятельности. Планы работы имеются у всех коллегиальных органов управления и соответствуют целям и задачам, стоящим перед школой. В 2023 году заседания коллегиальных органов управления проведены в соответствии с их планами работы. Вывод: анализ системы управления школой показал, что уровень компетентности и методической подготовленности членов администрации достаточен для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями образовательной деятельности. Существующая структура управления в Школе соответствует действующему законодательству РФ и Уставу школы. Система управления обеспечивает возможность всем участникам образовательных отношений (работникам, обучающимся, родителям (законным представителям) обучающихся) влиять на принятие управленческих решений. В следующем году изменение системы управления не планируется. 5 3. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная деятельность в МОУ СОШ № 4 организуется в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями); приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО); приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО); приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП СОО); приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют с 01.03.2021); основными образовательными программами по уровням образования, включая рабочие программы воспитания, учебные планы, планы внеурочной деятельности, календарные учебные графики, календарные планы воспитательной работы; расписанием занятий. Учебные планы 1–4-х классов ориентированы на четырехлетний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация обновленного ФГОС НОО и ФОП НОО), 5-9-х классов – на пятилетний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС-2021 и ФОП ООО), 10–11-х классов – на двухлетний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО и ФОП СОО). Форма обучения: очная. Язык обучения: русский. Таблица № 2. Общая численность обучающихся, осваивающих образовательные программы в 2023 году Вид программы Кол-во обучающихся на 31.12.2023 образовательная программа начального общего 239 чел. основная образования адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (7.2) основная образовательная программа основного общего образования адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (7.1) адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с для обучающихся с умственной отсталостью основная образовательная программа среднего общего образования основная образовательная программа среднего общего образования (Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 1 чел. 310 чел. 1 чел. 1 чел. 23 чел. 34 чел. 6 18.05.2023 № 371) образовательные программы дополнительного образования 128 чел. Переход на обновленные ФГОС Во втором полугодии 2022-2023 учебного года школа проводила подготовительную работу по внедрению с 1 сентября 2023 года федеральных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. Была разработана и утверждена дорожная карта, чтобы внедрить новые требования к образовательной деятельности, определены сроки разработки основных общеобразовательных программ – начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с ФОП. Также школа вынесла на общественное обсуждение перевод всех обучающихся на обновленные ФГОС и получила одобрение у 100% участников обсуждения. Деятельность рабочей группы в 2023 году по подготовке Школы к переходу на обновленные ФГОС и внедрению ФОП можно оценить как хорошую: мероприятия дорожной карты по переходу на обновленные ФГОС и внедрению ФОП реализованы на 100 %. На педагогическом совете 28.08.2023 г. (протокол № 10) были приняты основные образовательные программы – начального общего, основного общего и среднего общего образования, отвечающие требованиям федеральных образовательных программ, определены направления работы с участниками образовательных отношений для достижения планируемых результатов. С 1 сентября 2023 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ Школа приступила к реализации ООП всех уровней образования в соответствии с ФОП. При этом в 2023-2024 учебном году 11 класс продолжит обучение по учебному плану, соответствующему ФГОС среднего общего образования до вступления в силу изменений 2022 года. При этом были приведены в соответствие с федеральной образовательной программой среднего общего образования рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья На 31.12.2023 г. в Школе обучалось 3 человека с ограниченными возможностями здоровья, из них на уровне начального общего образования – 1 (задержка психического развития 7.2), на уровне основного общего образования – 2 (задержка психического развития 7.1, умственная отсталость). В школе созданы все условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации по работе с такими детьми. Разработана программа коррекционной работы, включающая коррекционно-развивающие курсы. В образовательном процессе ведется тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся. Дети с ОВЗ обучаются совместно с обучающимися без ограничений возможностей здоровья по индивидуальным адаптированным образовательным программам. Внедрение Концепции информационной безопасности детей С 1 сентября 2023 года МОУ СОШ № 4 внедряет в образовательный процесс Концепцию информационной безопасности детей. С целью внедрения концепции разработан план, куда включены мероприятия, которые помогут преподавать учебные предметы с учетом новой концепции. В соответствии с планом проведена ревизия рабочих программ учебных предметов. В ходе ревизии скорректировали содержание рабочих программ, чтобы обучить детей навыкам ответственного поведения в цифровой среде. Методическими объединениями предложены темы по информационной безопасности, которые можно включить в рабочие программы учебных предметов «Информатика», «Русский язык», «География», «Технология». Рабочие программы учебных предметов приведены в соответствие с Концепцией информационной безопасности детей. Разработаны и включены в тематическое планирование уроки информационной безопасности и цифровой грамотности. Предусмотрены мероприятия по изучению уровня информационной безопасности в школе, изучению рисков. В календарный план воспитательной работы ООО в модуле «Профилактика и безопасность» запланирован мониторинг рисков информационной безопасности, включающий психолого-педагогическое тестирование на выявление интернет-зависимости и игровой зависимости обучающихся. Применение ЭОР и ЦОР МОУ СОШ №4 осуществляет реализацию образовательных программ с применением ЭОР, включенных в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных 7 программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения РФ от 02.08.2022 г. № 653). В связи с этим в 2023 году была проведена ревизия рабочих программ на предмет соответствия ЭОР, указанных в тематическом планировании, федеральному перечню. В ходе посещения уроков осуществлялся контроль использования ЭОР и ЦОР. По итогам контроля установлено, что учителя используют ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Профили обучения С 2019-2020 учебного года в соответствии с ФГОС СОО Школа предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, индивидуальный проект, курсы по выбору. В 2023-2024 учебном году с учетом запросов обучающихся 10 классов и их родителей (законных представителей) сформированы 3 группы: социально-экономическая, технологическая, естественно-научная. Таблица № 3. Количество обучающихся, занимающихся по ИУП в 2023 году Предметы, изучаемые на углубленном уровне Траектория Количество обучающихся Социальноэкономическая История Обществознание 19 Технологическая Математика Информатика Физика 33 Естественно-научная Биология Химия 5 На 31.12.2023 г. в Школе обучалось 584 человека, в Филиале – 25. Средняя наполняемость классов в Школе составляла 22 человека, в Филиале - 4. Таблица № 2. Численность обучающихся, осваивающих образовательные программы Наименование образовательной Численность обучающихся программы на 31.12.2022 на 31.12.2023 Основная образовательная программа 269 240 начального общего образования Основная образовательная программа 314 312 основного общего образования Основная образовательная программа 64 57 среднего общего образования Диаграмма № 1. Динамика численности обучающихся за три года 31.12.2021 31.12.2022 31.12.2023 8 Таблица № 2. Динамика численности обучающихся за три года по уровням обучения Классы Количество обучающихся на 31.12.2021 на 31.12.2022 на 31.12.2023 1-4 285 269 240 5-9 314 314 312 10-11 54 64 57 За последние 3 года количество детей снижается в основном на начальном уровне. Это обусловлено, во-первых, демографической ситуацией, во-вторых, происходит отток местных жителей в областной центр и другие крупные города. Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней общего образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует требованиям стандартов к структуре рабочих программ внеурочной деятельности. Все рабочие программы имеют аннотации и размещены на официальном сайте Школы. Формы организации внеурочной деятельности: кружки, секции, экскурсии, соревнования, конкурсы. Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса. Внеурочная деятельность ориентирована на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Социальная ценность внеурочной деятельности заключается в том, что личностноориентированные подходы, положенные в основу образовательной деятельности, позволяют удовлетворять образовательные и культурные запросы различных категорий детей разного возраста (в том числе социально незащищенных, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных и других), используя потенциал свободного времени. В предметных кружках, творческих объединениях, спортивных секциях занимаются обучающиеся 1 – 11 классов. В октябре 2023 года составлен банк занятости учащихся по классам. Охват внеурочной деятельностью составляет 98,7% от общего количества учащихся, причем 100% учащихся заняты внеурочной деятельностью. Наполняемость предметных кружков, творческих объединений и спортивных секций в среднем 15 человек. Внеурочная деятельность является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно-полезные практики, секции, соревнования и т. д. на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. С 1 сентября 2023 года в планах внеурочной деятельности всех уровней образования выделено направление – еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» включены в планы внеурочной деятельности в объеме 34 часов. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» внесены в расписание и проводятся по понедельникам первым уроком еженедельно. Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители. В первом полугодии 2023-2024 учебного года проведено 16 занятий в каждом классе. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» в 1–11-х классах: фактически проведены в соответствии с расписанием; темы занятий соответствуют тематическим планам Минпросвещения; формы проведения занятий соответствуют рекомендованным; используется мультимедийное оборудование, что делает возможным показ видео, презентаций и проведение некоторых интерактивных заданий. Вывод: планы внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО выполнены в полном объеме, контингент учеников сохранен. 9 Воспитательная работа Воспитательная работа в 2023 году осуществлялась в соответствии с рабочими программами воспитания, которые были разработаны для каждого уровня и включены в соответствующую ООП. Воспитательная работа по рабочим программам воспитания осуществляется по следующим модулям: инвариантные – «Классное руководство», «Урочная деятельность» (по ФГОС-2021) /«Школьный урок», «Внеурочная деятельность» (по ФГОС-2021)/«Курсы внеурочной деятельности», «Взаимодействие с родителями» (по ФГОС-2021)/«Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство». вариативные – «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Добровольческая деятельность», «Школьный спортивный клуб». Воспитательные события в Школе проводятся в соответствии с календарными планами воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу модулей рабочей программы воспитания по уровням образования. Виды и формы организации совместной воспитательной деятельности педагогов, школьников и их родителей разнообразны: коллективные школьные дела (общешкольные праздники, ежегодные творческие театрализованные, музыкальные, литературные и т. п. мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы); участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире; торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе; церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей местности; социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности; разновозрастные сборы, выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, экологической, трудовой, спортивнооздоровительной и др. направленности. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся организуется в рамках реализации рабочей программы воспитания, в частности вариативного модуля «Детские общественные объединения» («Юнармия»), вариативного модуля «Внеурочная деятельность» (Волонтерский отряд «Бумеранг»; «Разговоры о важном», «Самоуправление»). Деятельность носит системный характер и направлена на формирование: гражданского правосознания; патриотизма и духовно-нравственных ценностей; экологической культуры как залога сохранения человечества и окружающего мира; активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении. В 2023 г. проведено 6 общешкольных мероприятий, 10 единых классных часов, 7 акций гражданско-патриотической направленности. Анализ планов воспитательной работы 1–11-х классов показал следующие результаты: планы воспитательной работы составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся; в планах воспитательной работы предусмотрены различные виды и формы организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию, которые направлены на всестороннее развитие личности обучающегося и расширение его кругозора; наиболее содержательная и интересная внеурочная воспитательная деятельность в гражданско-патриотическом направлении отмечена у следующих классных руководителей: Сорокиной В. П. (3 «Б» класс), Бутусовой Г. Г. (4 «Б» класс), Бутусовой С. С. (9 «А» класс), Писаревой Е. А. (7 «Б» класс). Посещенные классные мероприятия гражданско-патриотической направленности показывают, что в основном классные руководители проводят классные мероприятия на достаточно высоком уровне. Классные руководители осуществляют гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через разнообразные виды деятельности в очном формате и онлайн: экскурсии, 10 исследовательскую проектную работу, встречи с участниками локальных войн, ветеранами ВОв и тружениками тыла, ветеранами труда, выпускниками Школы; кружковую и досуговую деятельность. В 2023 г. в рамках патриотического воспитания осуществлялась работа по формированию представлений о государственной символике РФ: изучение истории герба, флага и гимна РФ; изучение правил применения государственных символов; формирование ответственного отношения к государственным символам, в том числе знакомство с мерами ответственности за нарушение использования или порчу государственных символов и т. п. В рамках работы по формированию представлений о государственной символике были запланированы и реализованы следующие мероприятия: в рамках модуля «Урочная деятельность» (по ФГОС-2021)/«Школьный урок» тематические разделы или компоненты по изучению государственных символов включены в предметные области, учебные предметы, курсы, модули: русский язык, литература, родной язык (русский), литературное чтение на родном языке (русском), окружающий мир, обществознание, история, ОРКСЭ, изобразительное искусство, музыка. Внесены корректировки в рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей; в рамках модуля «Внеурочная деятельность» («Разговоры о важном») проводились занятия в 111-х классах по теме «Символы России»; педагоги внеурочной деятельности предусмотрели в рабочих программах новые формы проведения занятий (исторические экскурсии, викторины по истории государственных символов); в рамках модуля «Ключевые общешкольные дела» еженедельно по понедельникам организованы линейки с поднятием флага и исполнением гимна РФ; Вывод: эффективность воспитательной работы МОУ СОШ № 4 оценивалась по результатам оценки личностных результатов школьников в динамике (по сравнению с предыдущим периодом). На основании этих данных можно сделать вывод об удовлетворительном уровне организации воспитательной работы в 2023 г. Дополнительное образование В Школе реализуются 4 дополнительные общеразвивающие программы художественного, естественно-научного направлений реализовывались в очном формате: были внесены изменения в Положение об обучении по программам дополнительного образования, скорректированы календарно-тематические планирования; сформировано расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с образовательной программой и программами дополнительного образования; проводилось обязательное информирование обучающихся и их родителей об изменениях в программах дополнительного образования. Вывод: благодаря внесению необходимых изменений программы дополнительного образования выполнены в полном объеме, в основном удалось сохранить контингент учеников. IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1.3. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Проведен анализ успеваемости и качества знаний по итогам 2022 - 2023 учебного года. Статистические данные свидетельствуют об успешном освоении обучающимися основных образовательных программ. Таблица 3. Статистика показателей за 2022-2023 учебный год № п/п 1. 2. Параметры статистики Количество детей Количество детей, обучавшихся на конец учебного года, в том числе: 645 – начальная школа 269 – основная школа 312 – средняя школа 64 Количество обучающихся, оставленных на повторное обучение: – начальная школа 0 11 3. 4. – основная школа 0 – средняя школа 0 Не получили аттестата: – об основном общем образовании 0 – о среднем общем образовании 0 Окончили школу с аттестатом особого образца: – в основной школе 4 – в средней школе 4 Анализ результатов успеваемости и качества знаний Таблица 4. Результаты освоения обучающимися программы начального общего образования по показателям «успеваемость» и «качество знаний» в 2023 году (на 31.12.2023 г.) Классы Всего Из них успевают Окончили 1 полугодие Качество обуч-ся знаний кол-во % с отметкой % с отметками % «5» «4» и «5» 2 53 53 100 15 28,3 24 45,3 73,6 3 60 60 100 10 16,7 28 46,7 63,3 4 82 82 100 17 20,7 30 36,6 57,3 Итого 195 195 100 42 21,5 82 42,1 63,6 Если сравнить показатель «качество знаний» в 2023 г. (2 четверть) с результатами 2022 г. и 2021 г. (2 четверть), то можно отметить положительную динамику. 9 человек закончили 2 четверть 2022-2023 учебного года с одной «3» по английскому языку – 4 человека, по русскому - 3, по математике - 2. Диаграмма № 2. Сравнительный анализ качества знаний начального общего образования за 3 года Таблица 5. Результаты освоения учащимися программы основного общего образования по показателям «успеваемость» и «качество знаний» в 2023 году (на 31.12.2023 г.) Классы Всего Из них успевают Окончили 1 полугодие Качество обуч-ся знаний кол-во % с отметкой % с отметками % «5» «4» и «5» 5 64 64 100 9 14,1 21 32,8 46,9 6 69 69 100 7 10,1 27 39,1 49,3 7 62 61 98,4 3 4,8 23 37,1 41,9 8 66 65 98,5 7 10,6 18 27,3 37,9 9 51 51 100 5 9,8 10 19,6 29,4 Итого 312 310 99,4 31 9,9 99 31,7 41,7 12 Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что в 2023 году качество знаний понизилось на 3,8% (в 2022-м и 2021-м был 45,5%). 17 человек закончили 1 полугодие 2023-2024 учебного года с одной «3»: по английскому языку -7 человек, по химии - 5 человек, по русскому языку - 3, по математике - 2 человека. Диаграмма № 3. Сравнительный анализ качества знаний основного общего образования за 3 года Таблица № 6. Результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования в 2023 году (на 31.12.2023 г.) Классы 10 11 Итого Всего обуч-ся Из них успевают кол-во % 34 34 100 23 23 100 57 57 100 Качество знаний по сравнению сравнению с 2021 г - на 1,3%. Окончили 1 полугодие Качество знаний с отметкой % с отметками % «5» «4» и «5» 2 5,9 13 38,2 44,1 5 21,7 12 52,2 73,9 7 12,3 25 43,9 56,1 с аналогичным периодом 2022 г. уменьшилось на 3,3%, по Диаграмма № 4. Сравнительный анализ качества знания среднего общего образования за 3 года Диаграмма № 5. Сравнительный анализ качества знаний за 3 года Сравнительный результат качества знаний за 2 четверть наглядно показывает стабильные показатели школы, которые не опускаются ниже 50%. Если сравнивать данный показатель школы за указанный период с показателем по району (2 четверть 2023 г. - 49,7%), то можно увидеть, что школьный превышает районный на 2%. Оценка качества освоения обучающимися образовательной программы является обязательным компонентом образовательной деятельности Школы. Главная задача контроля качества подготовки обучающихся - регулярное управление учебной деятельностью и ее корректировка. Контроль качества подготовки обучающихся позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве образовательного процесса. 13 Мониторинг качества предметной подготовки осуществляется на всех этапах обучения и охватывает все процессы, связанные со сформированностью знаний, умений, практического опыта по учебным дисциплинам, включая контроль текущей успеваемости, выполнение лабораторных и практических работ, проведение промежуточной аттестации, проведение государственной итоговой аттестации. Результаты государственной итоговой аттестации в 2023 году В 2023 году ГИА прошла в обычном формате в соответствии с порядками проведения ГИА-9 и ГИА-11. Таблица № 7. Общая численность выпускников 2022 - 2023 учебного года 9-е классы 11-е классы Общее количество выпускников 69 39 Количество обучающихся с ОВЗ 0 0 Количество обучающихся, получивших «зачет» за итоговое собеседование/сочинение 69 39 Количество обучающихся, не допущенных к ГИА 0 0 Количество обучающихся, проходивших процедуру ГИА 69 39 Количество обучающихся, получивших аттестат 69 39 Государственная итоговая аттестация в 9-х классах В 2023 году государственная итоговая аттестация была проведена в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 272 «Об образовании в Российской Федерации», Порядком проведения государственной итоговой атттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 в форме ОГЭ с использованием АИС ГИА. Одним из условий допуска обучающихся 9-х классов к ГИА было получение «зачета» за итоговое собеседование. В испытании 08.02.2023 г. «зачет» получили 66 человек. В дополнительные сроки 15.03.2023 г. итоговое собеседование сдавали 3 человека и получили «зачет». Таким образом, к ГИА были допущены 69 человек (100%), в полном объеме выполнившие учебный план. Девятиклассники сдавали ГИА в форме ОГЭ. Таблица № 8. Результаты ОГЭ по обязательным предметам в 2023 году Предмет «5» «4» «3» «2» Средний Средняя Качество Успеваемость балл отметка знаний 9 17 24 6 22,8 3,5 46,4% 89,3% Русский язык 2 15 29 10 11,9 3,2 30,4% 82,1% Математика Если сравнить успеваемость по обязательным предметам с показателем 2021 года, то можно отметить, что данный показатель понизился: по русскому языку на 9,2%, по математике на 14,9%. Диаграмма № 6. Успеваемость по обязательным предметам Если сравнить качество знаний по обязательным предметам с показателем 2021 года, то можно отметить, что данный показатель тоже понизился: по русскому языку на 18,5%, по математике - на 14,4%. 14 Диаграмма № 7. Качество знаний по обязательным предметам Таблица № 9. Распределение участников ОГЭ по предметам по выбору История Обществознани е Географи я Биологи я Физика Химия Информатик а 1 35 11 15 12 3 27 Таблица 10. Результаты ОГЭ по предметам по выбору Предмет Кол-во обуч-ся Успеваемость Качество знаний Средний балл Средняя отметка Обществознание 35 80 17,1 17,1 3 История 1 100 0 13 3 Биология 15 86,7 20 19,1 3,1 Информатика и ИКТ 27 92,6 48,1 9,9 3,4 Физика 12 100 16,7 17,3 3,2 География 11 88,2 41,1 17,6 3,4 Химия 3 100 100 35,7 5 11 обучающимся, получившим на ГИА неудовлетворительные результаты по трем и более учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов в резервные дни основного периода, в дополнительные сроки (сентябрь 2022 г.) было предоставлено право повторно сдать экзамены по соответствующим учебным предметам. Все девятиклассники Школы закончили 2021-2022 учебный год и получили аттестаты об основном общем образовании. Аттестат с отличием получили 2 человека, что составило 3,6% от общей численности выпускников. В школе ведется большая работа с учащимися, неуспевающими по отдельным предметам. Разрабатываются и внедряются методики индивидуальных занятий, ведется работа с родителями, учителя и классные руководители регулярно отчитываются о проделанной работе. Результаты государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования В 2022 году к ГИА в форме ЕГЭ были допущены все обучающиеся 11 класса (14 человек), не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение. Приоритет в выборе экзаменов определён вступительными экзаменами в ВУЗы ОО СПО. 15 Диаграмма № 8. Распределение участников ЕГЭ по предметам Диаграмма № 9. Средний школьный тестовый балл ЕГЭ по общеобразовательным предметам в 2022 году Диаграмма № 10. Средний школьный тестовый балл ЕГЭ по общеобразовательным предметам за 2 года Сравнивая средний школьный тестовый балл ЕГЭ по общеобразовательным предметам 2022 года со средним баллом 2021 года, видим, что данный показатель повысился по математике профильной (+3,8), информатике (+3), обществознанию (+6,4). По остальным предметам средний балл понизился. По результатам ГИА аттестаты о среднем общем образовании получили 12 человек, аттестаты о среднем общем образовании с отличием и медаль «За отличные успехи в учении» - 2 человека. Таблица № 11. Количество медалистов за последние пять лет 2018 2019 2020 2021 2022 3 4 2 3 2 Выводы: проанализировать результаты ГИА, провести детальный анализ ошибок, допущенных учащимися на экзамене; разработать систему исправления ошибок, продумать работу над данными пробелами систематически на каждом уроке; продумать индивидуальную работу с учащимися как на уроке, так и во внеурочное время, направленную на формирование устойчивых компетенций в предмете. 16 Результаты Всероссийских проверочных работ На основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.12.2022 г. № 1282 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2023 году», с 15.03 по 20.05.2023 г. были проведены всероссийские проверочные работы. ВПР проводятся в целях: осуществления мониторинга системы образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях. ВПР показали стабильные результаты освоения ООП. СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВПР 2023 Результаты ВПР 4 класс Предмет Русский язык Математика Окр.мир Колво 65 64 62 2 1 0 0 % 1,5 0 0 Предмет Русский язык Математика Окружающий мир «5» 19 22 29 3 22 19 14 Отметки за ВПР % 4 % 33,9 23 35,4 29,7 23 35,9 22,6 24 38,7 5 19 22 24 Итоги 3 четверти «4» Качество знаний 20 58,2 24 68,7 22 76,1 % 29,2 34,4 38,7 «5» 19 22 24 Пониз. чел./% 2/3,1 1/1,6 3/4,8 Подтверд. чел./% 59/90,8 60/93,8 57/91,9 Повыс. чел./% 4/6,2 3/4,7 2/3,2 Итоги ВПР «4» Качество знаний 23 64,6 23 70,3 24 77,4 Результаты ВПР 5 класс Предмет Русский язык Математика Биология История Колво 66 64 61 64 2 4 3 1 1 % 6,1 4,7 1,6 1,6 3 27 16 11 20 Отметки за ВПР % 4 % 40,9 25 37,9 25 32 50 18 32 52,5 31,3 31 48,4 3 21 25 33 10 2 10 Отметки за ВПР % 4 % 38,9 21 38,9 41 27 44,3 34,7 29 30,5 35,7 9 32,1 7,14 9 32,1 31,3 18 56,3 5 10 13 17 18 % 15,2 20,3 27,9 18,8 Пониз. чел./% 5/7,6 7/10,9 5/8,2 7/10,9 Подтверд. чел./% 59/89,4 53/82,8 52/85,3 56/87,5 Повыс. чел./% 2/3,03 4/6,3 4/6,6 1/1,6 Пониз. чел./% 5/9,3 6/9,8 16/16,8 3/10,7 3/10,7 4/12,5 Подтверд. чел./% 48/88,9 55/90,2 75/79 24/85,7 24/85,7 27/84,4 Повыс. чел./% 1/1,9 0/0 4/4,2 1/3,6 1/3,6 1/3,1 Пониз. чел./% 5/8,5 9/14,5 2/8 2/11,1 3/15,8 1/5 4/11,1 8/13,6 Подтверд. чел./% 54/91,5 50/80,7 23/92 15/83,3 16/84,2 19/95 32/88,9 50/84,8 Повыс. чел./% 0 3/4,8 0 1/5,6 0 0 0 1/1,7 Пониз. чел./% 4/8,2 Подтверд. чел./% 44/89,8 Повыс. чел./% 1/2 Результаты ВПР 6 класс Предмет Русский язык Математика Биология История Обществозн. География Колво 54 61 95 28 28 32 2 4 5 6 1 0 0 % 7,4 8,2 6,3 3,6 0 0 5 8 4 27 8 17 4 % 14,8 6,6 28,4 28,6 60,7 12,5 Результаты ВПР 7 класс Предмет Русский язык Математика Биология История Обществозн. География Физика Англ. язык Колво 59 62 25 18 19 20 36 59 2 4 5 0 0 0 2 2 % 6,8 8,1 0 0 15,8 0 5,6 3,4 3 20 21 2 7 4 17 18 Отметки за ВПР % 4 % 33,9 27 45,8 33,9 27 43,6 8 5 20 38,9 6 33,3 21,1 42,1 20 10 50 47,2 13 36,1 30,5 23 39 5 8 9 18 5 6 4 16 % 13,6 14,5 72 27,8 21,1 30 11,1 27,1 Результаты ВПР 8 класс Предмет Русский язык Колво 49 2 3 % 6,1 Отметки за ВПР 3 % 4 % 24 49 17 34,7 5 5 % 10,2 17 Математика Биология История Обществозн. География Физика Химия 46 26 2 23 21 2 24 2 1 0 1 0 0 1 4,4 3,9 0 4,4 0 0 4,2 26 12 0 7 12 0 12 56,5 46,2 0 30,4 57,1 0 50 15 13 1 6 6 2 7 32,6 50 50 26,1 28,6 100 29,2 % 0 0 Отметки за ВПР 3 % 4 % 0 0 1 11,1 6 17,1 18 51,4 3 0 1 9 3 0 4 6,5 0 50 39,1 14,3 0 16,7 3/6,5 13/50 0 3/13 1/4,8 0 2/8,3 41/89,1 13/50 2/100 20/87 20/95,2 2/100 20/83,3 2/4,4 0 0 0 0 0 2/8,3 Пониз. чел./% 1/11,1 1/2,9 Подтверд. чел./% 8/88,9 34/97,1 Повыс. чел./% 0 0 Результаты ВПР 11 класс Предмет История География Колво 9 35 2 0 0 5 8 11 % 88,9 31,4 Таким образом, ВПР позволило осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения. Администрацией школы и учителями – предметниками были проанализированы результаты ВПР, проведен анализ уровня достижения планируемых результатов обучения, установлены дефициты в овладении базовыми знаниями и умениями как для каждого учащегося, так и для класса в целом. В рабочие программы внесены корректировки, запланировано повторение тем, условно определенных как «дефицитные». Активность и результативность участия в олимпиадах и конкурсах Одним из значимых мероприятий для обучающихся Школы является Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам. В соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2020 г. № 678 (с последующими изменениями, внесенными приказами от 16.08.2021 г. № 565, от 14.02.2022 г. № 73), приказом управления образования администрации Каменского района от 24.10.2022 г. №271/01-05 «О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в Каменском районе в 2022-2023 учебном году» проведен школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. В нем приняли участие 311 обучающихся 4-11 классов. Некоторые ребята принимали участие сразу в нескольких олимпиадах. Таблица 12. Количественные данные школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2022 г. Предмет Количество Кол-во Кол-во участников* победителей призеров Астрономия Экономика Русский язык Математика Английский язык Информатика и ИКТ Экология История Биология Литература География Право Физическая культура Физика Химия Технология (девочки) Обществознание ОБЖ 11 23 89 23 13 12 5 6 17 9 23 2 34 23 4 8 11 4 1 3 7 6 6 1 1 15 5 7 7 3 4 6 2 3 14 1 0 5 38 44 4 5 0 19 3 17 11 1 3 5 2 5 23 2 *каждый участник учитывается только один раз 18 Всего в школьном этапе приняли участие 317 человек. Из победителей и призеров была сформирована команда для участия в следующем этапе. В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 36 обучающихся 7-11 классов. Таблица 13. Количественные данные муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников Предмет Математика Английский язык Биология Русский язык Литература География Право Физическая культура Химия История Физика Астрономия Экология Информатика и ИКТ Экономика Обществознание ОБЖ Технология (д) Итого Всего участий Всего участников Количество участников по параллелям 7 8 9 10 11 Всего Доля победителей и призеров участников победителей призеров 2 1 1 2 0 1 - 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 0 1 1 8 6 5 7 4 4 3 4 1 1 1 0 0 0 0 0 2 1 0 2 0 1 0 0 37,5% 33,3% 20% 28,6% 0 25% 0 0 1 1 - 2 - 1 1 1 - 1 1 1 - 1 1 1 1 1 3 3 6 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 2 0 0 0 0 0 33,3% 100% 0 0 1 1 1 - 0 0 1 1 1 1 1 5 2 1 - 6 5 2 3 0 0 0 0 2 2 0 0 33,3% 40% 0 0 11 6 11 5 13 16 21 7 9 9 72 36 4 4 12 9 22,2% 36,1% Учащиеся принимали активное участие в дистанционных творческих, интеллектуальных конкурсах, спортивных соревнованиях районного, регионального и всероссийского уровней. Активно используются электронные платформы Учи.ру, Российская электронная школа, в 5-6 классах – еще и школьная цифровая платформа (ШЦП), разработанная в рамках реализации программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Цифровая платформа персонализированного образования для школы». Ученики принимают активное участие в марафонах, олимпиадах, проекте «Срезы знаний», проводимыми на платформе Учи.ру. 1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Организация учебного процесса в МОУ СОШ № 4 регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами Школы. Начало учебного года – 01.09.2022 г., окончание: 1, 9, 11 классы – 25.05, 2 - 8, 10 – 31.05.2023 г. Продолжительность учебного года: 1-е классы – 33 недели, 2–11-е классы – 34 недели. Продолжительность уроков – 40 минут. Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1-4-х классов, по шестидневной учебной неделе — для 5–11-х классов, в Филиале - по пятидневной учебной неделе для 1-9-х классов. Учебные занятия в Школе организованы в 2 смены. Во вторую смену обучаются 7-е, 8-е классы. Начало учебных занятий первой смены – 8.00. Начало учебных занятий второй смены плавающее, по мере освобождения кабинетов. Учебные занятия в Филиале организованы в одну смену. Начало учебных занятий– 8.00. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре – декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. 19 Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса и предусматривает: четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и двухлетний – среднего общего образования; продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть на уровне начального общего образования составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 20% от общего объема ООП НОО, на уровне основного общего образования - 70% и 30%, на уровне среднего общего образования - 60% и 40%. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся МОУ СОШ № 4, их родителей (законных представителей), образовательной организации. Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение изучения учебных предметов. Согласно заявлениям родителей (законных представителей) предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в 1-4-х классах представлена предметами «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)», предметная область «Родной язык и родная литература» в 5-9-х классах представлена предметами «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)», в 10-11 классах - «Родной язык (русский)». Предметная область «Иностранные языки» в учебном плане представлена предметами «Иностранный язык (английский)» и в 8-9-х классах Школы «Второй иностранный язык (немецкий)» (модель № 4), в Филиале – модель № 5. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах Школы представлена курсом «Основы мировых религиозных культур», в Филиале - «Основы светской этики» (по выбору родителей (законных представителей)) обучающихся. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования представлена предметом «Литературное краеведение». Расписание учебных занятий было составлено с соблюдением санитарных норм, чередование предметов обеспечивало смену характера деятельности обучающихся. Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часов. Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации технологий сбережения здоровья. Все учителя проводят совместно с учащимися физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за использованием электронных средств обучения. Для эффективного сопровождения обучающихся в Школе функционирует психологопедагогический консилиум, основной целью которого является создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся. В Школе и Филиале создана экологически безопасная и здоровьесберегающая среда, состояние классных и других помещений соответствует санитарным и нормам пожарной безопасности. Здание оборудовано системой противопожарной сигнализации и тревожной кнопки. Улучшены условия пропускного режима в рамках безопасности, установлены турникеты, проход через которые осуществляется обучающимися и работниками школы с помощью магнитных карт. Горячее питание обучающихся организовано по договору с АУ «Комбинат питания». Пищеблок полностью обеспечен квалифицированными кадрами, полностью укомплектован необходимым оборудованием. Питание обучающимся предоставляется в течение учебного дня по графику. Дети получают горячее питание на платной и бесплатной основе (для соответствующих категорий обучающихся). В школе ведется целенаправленная работа по профилактике травматизма: организовано ежедневное дежурство по школе педагогических работников, регулярно проводятся инструктажи 20 по охране труда для сотрудников школы и обучающихся, проводятся тематические классные часы. В 2023 году травм не зафиксировано, что говорит о положительных результатах усиления контроля педагогических работников школы за сохранением здоровья обучающихся и соблюдением обучающимися техники безопасности, правил поведения для обучающихся. Таким образом, в Школе и Филиале созданы максимально благоприятные условия для всех участников образовательного процесса. 1.5.ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ Таблица № 14. Информация о распределении выпускников 9-х классов по каналам занятости в 2023 Количество выпускников 9 классов Количество выпускников, продолживших получение общего образования в 2022-2023 учебном году в 10 классе в профессиональных образовательных организациях дневных г. Каменки г. Пензы городов иных общеобразовательных области городов организаций КТПТП России КамТИ 56 24 15 9 7 0 0 Таблица № 15. Информация о распределении выпускников 11 класса по каналам занятости в 2023 Общее количест во выпускни ков 11 класса 14 ФГБОУ ВПО ПГУ 5 Количество выпускников, продолживших обучение в: образовательных организациях высшего образования, образовательных расположенных на территории Пензенской области организациях высшего ФГБОУ ВПО ФГБОУ ВПО ФГБОУ ВПО Иные образования, ПГУАС ПГТУ ПГСХА образовательные расположенных на организации территории других высшего субъектов РФ образования 0 0 1 0 профессиональн ых образовательных организациях /техникумы, колледжи/ 2 6 1.6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями Школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены на: сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; повышение уровня квалификации персонала. На период самообследования в Школе работают 47 педагогических работника. Школа и филиал полностью укомплектованы педагогическими кадрами, позволяющими решать все необходимые учебно-производственные задачи. Таблица № 16. Классификация должностей работников ОУ Всего педагогических работников 47 чел. Директор 1 Учитель 44 Педагог-психолог 1 Педагог-организатор 1 Диаграмма № 11. Уровень образования педагогических кадров 21 Диаграмма № 12. Уровень квалификации педагогических кадров Диаграмма № 13. Распределение педагогических работников по стажу работы Диаграмма № 14. Распределение педагогических работников по возрасту Анализ кадрового состава педагогических работников школы показывает: средний возраст педагогов школы - 44 года средний стаж 18 лет; преимущественное число педагогов школы имеют высшее образование (89%); высшую и первую категорию имеют 68% педагогов, что говорит о хорошем профессиональном уровне кадрового состава. Не имеют категории 10 учителей, не проработавшие в школе 2 года. Весь педагогический коллектив своевременно проходит курсы повышения квалификации. 100% педагогических работников за последние 3 года прошли курсы повышения квалификации в очно-заочной и дистанционной формах. В 2023 г. 15 педагогических работника прошли курсы повышения квалификации, направленные на подготовку педагогических и руководящих работников к реализации федеральных государственных образовательных стандартов 2021 г. Сопровождение молодого учителя в повышении его профессионального мастерства – одна из основных задач Школы на современном этапе. Для этого молодым учителям оказывается методическая помощь посредством системы наставнической работы. Педагоги Школы принимают активное участие в работе школьных, районных методических объединений, делятся опытом работы с коллегами, перенимают передовой опыт. Участвуют в работе региональных стажировочных площадках. В 2024 г. необходимо продолжить работу по повышению уровня квалификации педагогических работников школы, активизировать участие в конкурсах педагогического мастерства различного уровня. Итоги мероприятий к Году педагога и наставника В соответствии с Указом Президента РФ от 27.06.2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника», приказом Управления образования администрации Каменского района от 27.02.2023 г. № 81/01-05 «О проведении Года педагога и наставника», приказом от 17.01.2023 г. № 546 в МОУ СОШ № 4 и Филиале был сформирован организационный комитет по проведению мероприятий в честь Года педагога и наставника и утвержден план мероприятий. 22 В период с января по декабрь 2023 г. в соответствии с планом в школе было проведено 28 мероприятий, в которых приняли участие обучающиеся, педагоги и родители. Анализ результатов показал, что 2023 году повысилась на 15 процентов активность учителей в профессиональных конкурсах разных уровней. Участие в профессиональных конкурсах федерального, регионального и муниципального уровней приняли 30 (45%) педагогов, что свидетельствует о грамотной и эффективной работе управленческой команды по реализации плана мероприятий к Году педагога и наставника в 2023 году. Информация об участии представлена в таблице. Название конкурса Ф. И. О. педагога Результат Всероссийский конкурс «Учитель будущего» Смирнова И.А. Призер регионального этапа Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» Федорова Л.А. Громова Т.В. Сертификаты участников Городской конкурс «Время профессионалов» Суркова А.П. Победитель <...> <...> <...> Мероприятия к Году педагога и наставника активизировали включение учителей в наставничество. Количество наставнических пар «учитель – учитель» увеличилось с 3 до 8. 1.7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Библиотека Школы расположена в помещении, отвечающем требованиям СанПиН. Общая площадь помещения - 51 м2, есть абонемент, читальный зал. Количество посадочных мест в библиотеке 20. В отдельном помещении располагается книгохранилище учебников площадью 15 м2. В библиотеке имеется медиатека, которой пользуются педагоги и обучающиеся, большой фонд справочной литературы. В помещении библиотеки имеется современное техническое оборудование: 1 стационарный компьютер с доступом в интернет. Фонд художественной литературы систематизирован согласно библиотечно-библиографической классификации. Библиотечный фонд составляет 27208 экземпляра, в том числе учебная литература – 21977 экземпляров, художественная, методическая литература, словари, справочники и пр. литература – 5231 экземпляр. Библиотечный фонд требует постоянного пополнения и обновления. Учебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение является необходимым условием эффективности организации учебного процесса. Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения. Средний уровень посещаемости библиотеки – 30 человек в день. На официальном сайте Школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых мероприятиях библиотеки Школы. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Фонд дополнительной литературы оцифрован полностью. Отсутствует финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. В течение 2023 года администрация Школы пополнила фонд электронных учебников на 82 новых издания. Обеспеченность доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР, в МОУ СОШ № 4 составляет 100%. 23 1.8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА Школа расположена в одном здании по адресу ул. Чернышевского, 6. Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы 22 учебных кабинета и 5 в Филиале, в том числе: лаборатория по физике; лаборатория по химии; лаборатория по биологии; компьютерный класс; столярная мастерская; кабинет технологии для девочек; кабинет ОБЖ (оборудован тренажерами «Максим», «Лазерный тир» и др.). На первом этаже здания расположен спортивный зал. Имеются столовая и пищеблок. Установлены информационно-тактильные знаки, схемы движения по объекту, информационная строка. Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями. Асфальтированная площадка для игр на территории Школы оборудована полосой препятствий: металлические шесты, две лестницы, лабиринт. Анализ данных, полученных в результате опроса педагогов на конец 2023 года, показывает положительную динамику в сравнении с 2022 годом. Материально-техническое оснащение МОУ СОШ № 4 позволяет обеспечить реализацию основных образовательных программ с применением ЭОР на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования на 100%. Материально-техническая база школы ежегодно совершенствуется, что позволяет организованно, на современном уровне, проводить учебно-воспитательную работу с обучающимися: интерактивные комплексы, включающие в себя интерактивную доску, компьютер, проектор, принтер; в кабинете технологии имеются швейные машинки, утюг, электрическая плита; все учебные кабинеты оснащены компьютерами с выходом в Интернет, а также мультимедийными проекторами, принтерами; столовая оснащена современным и качественным оборудованием, обеденный зал на 80 посадочных мест; создана единая локальная сеть школы. Учебные кабинеты, спортивный зал оснащены необходимым оборудованием и инвентарем, обеспечены естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом для освоения основных и дополнительных образовательных программ. Помещения для работы медицинского персонала оснащены оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в учебных помещениях. Немаловажное значение в школе имеет наличие специалистов. В настоящее время в школе работает 1 медицинская сестра по договору с поликлиникой, осмотр узких специалистов производится регулярно, согласно графику. 1.9.ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Внутренняя система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования в МОУ СОШ № 4. В Школе утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования. По итогам оценки качества образования в 2022 году выявлено, что предметные и метапредметные результаты обучающихся соответствуют среднему уровню, сформированность личностных результатов – выше среднего. По результатам анкетирования в 2022 году выявлено, что количество родителей, которые удовлетворены качеством образования в ОУ, – 98,8 %, количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом – 96 %. Объектами внутренней оценки качества образования являются предметные результаты школьников (в т.ч. результаты ГИА учащихся 9-х и 11-х классов, результаты ВПР), метапредметные и личностные результаты, достижения обучающихся в конкурсах, соревнованиях, 24 олимпиадах различного уровня, динамика состояния их здоровья, удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. С целью снижения напряженности среди родителей по вопросу обучения в 2022 г. на сайте ОО был организован специальный раздел, обеспечена работа горячей телефонной линии по сбору информации о проблемах в организации и по вопросам качества обучения. Была предложена анкета «Удовлетворенность качеством обучения в школе». Результаты анализа анкетирования показывают положительную оценку удовлетворенности родителей по ключевым показателям. Выявлены направления деятельности школы, по которым нужно усилить работу: повышение качества образования на основном уровне обучения; повышение результативности участия педагогов в инновационной деятельности; активизировать участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня. 2. Результаты анализа показателей деятельности образовательной организации Данные приведены по состоянию на 31 декабря 2023 года Показатели Единица измерения Количество человек 647 Образовательная деятельность Общая численность обучающихся Численность обучающихся по программе начального общего образования образовательной человек 269 Численность обучающихся по программе основного общего образования образовательной человек 314 Численность обучающихся по образовательной программе среднего общего образования человек 64 Численность (удельный вес) обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации от общей численности обучающихся человек (процент) 271(50,8) Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по русскому языку балл 22,8 Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по математике балл 11,9 Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку балл 65,8 Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по математике балл проф. - 65,4 баз. - 14,1 Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек (процент) получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9-го класса 0 Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек (процент) получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9-го класса 0 Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, человек (процент) которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей численности выпускников 11-го класса 0 Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, человек (процент) которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности выпускников 11-го класса 0 25 Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек (процент) не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9го класса 0 Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, человек (процент) которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11-го класса 0 Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек (процент) получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9-го класса 2 (3,6) Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, человек (процент) которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 11-го класса 2 (14,3) Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали человек (процент) участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся 524 (81) Численность (удельный вес) учащихся – победителей и человек (процент) призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности обучающихся, в том числе: 33 (5,1) − регионального уровня 11 (4,6) − федерального уровня 22 (3,4) − международного уровня 0 Численность (удельный вес) учащихся по программам с человек (процент) углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся 64 (9,9) Численность (удельный вес) учащихся по программам человек (процент) профильного обучения от общей численности обучающихся 647 (100) Численность (удельный вес) учащихся по программам с человек (процент) применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся 0 Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы человек (процент) реализации образовательных программ от общей численности обучающихся 0 Общая численность педагогических работников, в том числе: 43 человек − с высшим образованием 42 − высшим педагогическим образованием 41 − средним профессиональным образованием 0 − средним профессиональным педагогическим образованием 0 Численность (удельный вес) педагогических работников с человек (процент) квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: 38 (88,4) − с высшей 29 (46,5) − с первой 18 (41,9) Численность (удельный вес) педагогических работников от человек (процент) общей численности таких работников с педагогическим стажем: − до 5 лет 3 (7) 26 − больше 30 лет 15 (34,9) Численность (удельный вес) педагогических работников от человек (процент) общей численности таких работников в возрасте: − до 30 лет 3 (7) − от 55 лет 12 (27,9) Численность (удельный вес) педагогических и человек (процент) административно-хозяйственных работников, которые за последние пять лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников 47 (100) Численность (удельный вес) педагогических и человек (процент) административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников 43 (91,5) Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц 0,15 Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося единиц 42 Наличие в Школе системы электронного документооборота да/нет да Наличие в Школе библиотеки, в том числе наличие в ней: да/нет да − рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке да − медиатеки да − средств сканирования и распознавания текста да − выхода в интернет с библиотечных компьютеров да − системы контроля распечатки материалов да Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут человек (процент) пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся 647 (100) Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося кв. м 6,8 27