Положение о порядке постановки на внутришкольный учёт обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МОУ СОШ № 4
Протокол № 12
от «01» сентября 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 4
_____________ (И.М. Холькина)
Приказ № 222-О от 01.09.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Председатель совета родителей
МОУ СОШ № 4
____________________ (О.Н.Чернова)
01.09.2023 г.

Холькина Ирина Михайловна
мною рассмотрен этот документ
г.Каменка
2023.09.01 16:36:20+03'00'

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке постановки на внутришкольный учёт обучающихся
и семей, находящихся в социально опасном положении
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 4 г.Каменки

г.Каменка
2023

1. Общие положения
1.1.Настоящий Порядок постановки на внутришкольный учёт обучающихся и семей, находящихся
в социально опасном положении (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным
законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), Федеральным
законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации", Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной
профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. N АК-923/07), Письмом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 07-4715 «О
направлении методических рекомендаций» (Протокол заседания Правительственной комиссии от
30 июня 2020 г. N 25), Семейным кодексом Российской Федерации, региональным
законодательством, Уставом МОУ СОШ № 4.
1.2. Настоящий Порядок регламентирует порядок постановки на внутришкольный учёт и снятия с
учёта обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
1.3. В Порядке применяются следующие понятия:
Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся - система социальных,
правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и
условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям
обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической
работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному
выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их
социально-педагогической реабилитации и
(или)
предупреждению
совершения
ими
правонарушений и антиобщественных деяний.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - обучающийся
образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности
находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не
отвечающей требованиям
к
его
воспитанию
или содержанию, либо совершает
правонарушение или антиобщественные деяния.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая обучающегося,
находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные
представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению
и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с
ним.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения
родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие
недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и
межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных
условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в
воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся
с девиантным (общественно опасным)поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания,
обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебновоспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих
семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно
нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные
обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
1.4.Учёт в общеобразовательном учреждении обучающихся и семей, находящихся в социально
опасном положении (далее – ВШУ) - система индивидуальных профилактических мероприятий,
осуществляемая общеобразовательным учреждением в отношении обучающегося и семей группы
риска, которая направлена на:
1) предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в
среде обучающихся;

2) выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и
правонарушениям обучающихся;
3) социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в
социально опасном положении;
4) выявление несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих
занятия в общеобразовательном учреждении без уважительной причины; анализ и по возможности
устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий; учет, контроль и проведение
мероприятий по возвращению в общеобразовательное учреждение.
1.5.Ведение учета, а также формирование наблюдательных дел, несовершеннолетних,
подлежащих
учёту
(при
их
наличии),
осуществляется
социальным
педагогом
общеобразовательного учреждения, а в случаях его отсутствия, иным лицом, на которое
руководителем общеобразовательного учреждения возложены обязанности по ведению учета.
1.6.Контроль за ведением учёта, оценка эффективности деятельности по профилактике,
индивидуальной профилактической работе осуществляется руководителем общеобразовательного
учреждения, а также лицом, на которое руководителем общеобразовательного учреждения
возложены указанные обязанности.
2. Основные цели и задачи
2.1.Основной целью учёта отдельных категорий несовершеннолетних в общеобразовательных
учреждениях является формирование полной и достоверной информации о несовершеннолетних и
семьях, находящихся в социально опасном положении, подлежащих учету, обеспечение ею
внутренних и внешних пользователей, а также анализ и использование данной информации для
принятия управленческих решений, направленных на организацию защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних, профилактики совершения ими правонарушений, устранение
причин и условий, способствующих их безнадзорности и правонарушениям, а также организации
ранней профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения обучающихся.
2.2.Основными задачами учета отдельных категорий несовершеннолетних в общеобразовательных
учреждениях являются:
 обеспечение выявления несовершеннолетних, нуждающихся в оказании помощи,
социально-педагогической реабилитации, организации с ними работы по предупреждению
совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий;
 систематизация информации о несовершеннолетних, подлежащих учету, необходимой для
организации индивидуальной профилактической работы, деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - профилактика);
 обеспечение анализа информации о несовершеннолетних, подлежащих учету;
 определение оснований и приоритетных направлений плановой работы по профилактике и
индивидуальной профилактической работе;
 обеспечение контроля и оценки эффективности деятельности по профилактике и
индивидуальной профилактической работе.
 предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных
действий несовершеннолетних; обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних.
3. Категории несовершеннолетних, подлежащих учету
в общеобразовательном учреждении
3.1.В МОУ СОШ № 4 учету подлежат следующие категории несовершеннолетних:
а) отнесенные к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N
120-ФЗ, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики проводят
индивидуальную профилактическую работу;
б)поставленные на учет с согласия руководителя общеобразовательного учреждения,
нуждающиеся в социально-педагогической реабилитации, оказании иных видов помощи,
организации с ними работы по предупреждению совершения ими правонарушений и (или)
антиобщественных действий (пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ), в том числе
соответствующие решения могут применять в отношении следующих категорий:
 вовлеченные
в
криминальные
субкультуры,
объединения
антиобщественной
направленности;

 проявляющие признаки девиантного, деструктивного поведения, аутоагрессии;
 систематически
пропускающие
по
неуважительным
причинам
занятия
в
общеобразовательных учреждениях;
 систематически (неоднократно в течение шести месяцев) допускающие неисполнение или
нарушение устава общеобразовательного учреждения, правил внутреннего распорядка и
иных локальных нормативных актов общеобразовательного учреждения;
 совершившие самовольные уходы из семей.
4. Основания для учёта несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях
4.1.Учет включает осуществление обработки (получение, сбор, запись, систематизация,
накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использования, передачи
(распространение, предоставление, доступ), обезличивания, блокирования, удаления, уничтожения
данных о несовершеннолетнем и организации индивидуальной профилактической работы в его
отношении, в том числе с использованием информационных систем.
4.2. Основаниями для организации учета несовершеннолетних, указанных в подпункте "а" пункта
3.1 Порядка, являются сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики,
об отнесении их к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N
120-ФЗ, и (или) постановление муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав с поручением об организации индивидуальной профилактической работы в отношении
несовершеннолетнего.
4.3. Основанием для учета несовершеннолетних, указанных в подпункте "б" пункта 3.1 Порядка, в
соответствии с локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения является
решение руководителя общеобразовательного учреждения или уполномоченного структурного
подразделения либо коллегиального органа общеобразовательного учреждения.
4.4. Общим основанием для учета несовершеннолетних, указанных в пункте 3.1 Порядка, в
соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона N 120-ФЗ является утвержденное
руководителем общеобразовательного учреждения заключение по результатам проведенной
проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
5. Основания для постановки несовершеннолетних
и семей, находящихся в социально опасном положении на внутришкольный учет
5.1.Постановка на внутришкольный учёт носит профилактический характер и является
основанием для организации профилактической работы с учащимися и их родителями (законными
представителями).
5.2. Основания для постановки на внутришкольный учёт несовершеннолетних исходят из статей
5, 6, 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»:
 непосещение или систематические пропуски занятий без уважительных причин (суммарно
15 дней) в течение месяца;
 неуспеваемость учащегося по учебным предметам в течение месяца;
 систематическое нарушение Устава школы, правил поведения обучающихся, локальных
актов (невыполнение домашних заданий, отказ от работы на уроке, плохое поведение,
драки, грубость, сквернословие);
 причисление себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной
направленности;
 .имеющееся отклоняющееся поведение: агрессивность, жестокость, предрасположенность к
суицидальному поведению (суицидальные попытки);
 социально-опасное положение:
а) безнадзорность или беспризорность;
б) бродяжничество или попрошайничество;
 употребление психоактивных и токсических веществ, наркотических средств, спиртных
напитков, курение;
 повторный курс обучения по неуважительной причине;
постановка на профилактический учет в ПДН;
5.3. Основания для постановки на внутришкольный учет семей, находящихся в социально опасном
положении:

 семьи, имеющие детей, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорность или
беспризорность);
 семьи, не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих
детей;
 злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; отрицательно влияют на поведение
несовершеннолетних,
вовлекают
их в противоправные действия (преступления,
бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление
наркотиков, спиртных напитков т.д.);
 семьи,допускают в отношении своих детей жестокое обращение;
 семьи,имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на
учёте в общеобразовательном учреждении.
 семьи, признанные на заседании КДН, находящимися в социально опасном положении.
6. Основания для снятия несовершеннолетних и семей, находящихся в социально
опасном положении с внутришкольного учета
6.1.Снятие с внутришкольного контроля обучающихся и семей, находящихся в социально опасном
положении осуществляется по решению Совета по профилактике правонарушений
несовершеннолетних при наличии:
а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего и семей, находящихся в
социально опасном положении, сохраняющиеся длительное время (в течение трех месяцев
несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава
и правил внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения);
б) окончание обучения в общеобразовательном учреждении;
в) перевод в иную образовательную организацию;
г) достижение возраста 18 лет;
д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что
отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетним и семьями, находящимися в социально опасном
положении (постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном
положении).
6.2.Наступление иных обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, которые служат основанием для прекращения проведения индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетнего.
6.3. Иными обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в
связи с которыми несовершеннолетние подлежат снятию с учета, помимо прочего могут
выступать эмансипация в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской
Федерации, смерть несовершеннолетнего или признание его безвестно отсутствующим,
совершение преступления, если в отношении несовершеннолетнего назначено наказание в виде
лишения свободы, помещение подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение
закрытого типа.
7. Организация деятельности по постановке на внутришкольный учет или
снятию с внутришкольного учета
7.1. Решение о постановке на внутришкольный учет или снятии с учета принимается на заседании
Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7.2. Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи (законных представителей) на
внутришкольный учет представляются следующие документы:
 характеристика несовершеннолетнего (представление) от классного руководителя;
 выписка о посещаемости и отметок за текущий период;
 при необходимости, акт обследования жилищно-бытовых условий семьи (законных
представителей), социальным работником или инспектором ПДН ОМВД;
 сообщение органов внутренних дел о постановке на профилактический учет;
 постановление КДН и ЗП о признании обучающегося или семью в социально опасном
положении, приговор, определение суда;

 заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной
проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
7.3.Документы по сопровождению обучающегося, поставленного на внутришкольный учет:
 постановление КДН и ЗП Пензенского района;
 приговор, определение суда;
 заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной
проверки жалоб, заявлений или других сообщений;
 решение Совета по профилактике о постановке на учет обучающегося, о назначении
куратора или наставника по сопровождению учащегося;
 уведомление родителей о постановке на учет сына (дочери), ознакомление с приказом ;
 учетная карта ребенка, справка об установочных данных;
 акт посещения семьи (при необходимости);
 обобщенная форма анализа работы классного руководителя по сопровождению
обучающегося, поставленного на внутришкольный учет;
 план работы с обучающимся.
 дневник наставника по работы с семьей и ребенком.
7.4.Поступившие в общеобразовательное учреждение из органов и учреждений системы
профилактики сведения об отнесении несовершеннолетних к категориям лиц, установленным
пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ, постановления территориальной
(муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с поручениями об
организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних с
резолюцией руководителя образовательной организации "Для постановки на учет"
незамедлительно передаются лицу, ответственному за ведение учета, для внесения в возможно
короткие сроки (не более трех рабочих дней с момента регистрации информации в
образовательной организации) в Журнал учета отдельных категорий несовершеннолетних
обучающихся, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа в
образовательной организации (приложение 1) (далее - Журнал учета), а также для обеспечения
направления в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и
защите их прав (при наличии необходимости) предложений в рамках компетенции и имеющихся в
образовательной организации возможностей для включения в межведомственные планы
(программы) индивидуальной профилактической работы, утверждаемые территориальной
(муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (в случае их
разработки).
7.5. Для снятия несовершеннолетнего и семей, находящихся в социально опасном положении с
внутришкольного учета представляются следующие документы:
 информация ответственного лица, назначенного решением Совета, о выполнении плана
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и его родителями
(законными представителями);
 характеристика несовершеннолетнего (представление) от классного руководителя;
 при необходимости, акт обследования жилищно-бытовых условий семьи (законных
представителей), подписанный специалистом социальным работником или инспектором
ПДН ОМВД;
 информация ответственного лица, назначенного решением Администрации, о выполнении
плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями
(законными представителями), с обязательными результатами работы и предложениями по
дальнейшему сопровождению.
7.6. Классный руководитель доводит решение до сведения родителей (законных представителей),
если они не присутствовали на заседании по уважительным причинам, официальным
уведомлением с указанием даты и номера протокола заседания и причины постановки или снятия
с учёта. (Приложение)
7.7. Заместитель директора по воспитательной работе ведёт журнал учёта учащихся и семей,
состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и

защите их прав (далее-КДНиЗП), подразделении по делам несовершеннолетних Министерства
внутренних дел (далее-ПДН МВД).
7.8. Заместитель директора по воспитательной работе проводит в начале учебного года сверку
списков учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в КДНиЗП, ПДН
МВД.
7.9.На обучающегося заводится учетная карточка. Учетная карточка ведется социальным
педагогом, классным руководителем совместно, по необходимости с привлечением других служб,
в чьи обязанности входит работа с данной категорией несовершеннолетних.
7.10.Классный руководитель проводит профилактическую работу согласно разработанному плану
и все результаты заносит в свой дневник на страницу, отведенную для фиксации работы с данным
несовершеннолетним; также проводит анализ профилактической работы с несовершеннолетними,
стоящими на внутришкольном учете.
8. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы
8.1.Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними
обучающими с девиантным поведением определяются органами, осуществляющими управление в
сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с учетом
положений статьи 7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
8.2.Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей
или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и
иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям
несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других
обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
8.2.1.Если индивидуальная профилактическая работа проводится на основании заявления
несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей, она может быть
прекращена также на основании заявления указанных лиц.
9. Ответственность за организацию и ведение внутришкольного учета
9.1.Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление
соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается
приказом директора на заместителя директора по воспитательной работе или на социального
педагога (классных руководителей).
9.2.Ответственный за организацию ведения внутришкольного учета анализирует условия и
причины возникновения негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их
устранению.
9.3.Контроль за качеством исполнения проводимой работы возлагается на директора
общеобразовательного учреждения.

Приложение 1
ЖУРНАЛ УЧЁТА
отдельных категорий несовершеннолетних обучающихся, в отношении которых проводится
индивидуальная профилактическая работа в МОУ СОШ № 4
№
п/
п

ФИО
ребёнк
а

Дата
рождени
я

Адрес регистрации
по месту
жительства
(пребывания) и
(или) адрес
фактического
проживания
несовершеннолетне
го

Клас
с

ФИО
родителе
й

Основани
е (я)
учета

1

2

2

3

4

5

6

Иные органы и
учреждения
системы
профилактики
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетн
их, в которых
несовершеннолетн
ий состоитна учете
7

Дата
принятия
решенияо
б учете

Основание
(я)
прекращени
яучета

Дата
прекращени
я учета
(реквизиты
решения)

Организаци
я, в
которую
передана
информаци
яо
прекращени
и учета

8

9

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».