Показатели самообследования за 2021 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
РАССМОТРЕНО
на заседании

Педагогического совета
МОУ СОШ № 4
Протокол от 14 марта 2022 г. № 3

Подписан: Холькина Ирина Михайловна
Основание: мною рассмотрен этот документ
Местоположение: г.Каменка

ОТЧЕТ
О САМООБСЛЕДОВАНИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4
ЗА 2021 ГОД

г. Каменка

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

Введение…………………………………………………………………………...

3

1. Аналитическая часть

5

1.1.Оценка образовательной деятельности…………………………………..

5

1.2.Оценка структуры и системы управления образовательной организации

9

1.3.Оценка содержания и качества подготовки обучающихся

10

1.4.Оценка организации учебного процесса

18

1.5.Востребованность выпускников

20

1.6.Оценка кадрового обеспечения

20

1.7. Оценка учебно-методического обеспечения

22

1.8. Оценка библиотечно-информационного обеспечения

23

1.9. Оценка материально-технической базы

23

1.10. Оценка внутренней системы оценки качества образования

24

Заключение

26

2.Результаты
организации

анализа

показателей

деятельности

образовательной

27

2

Введение
Совершенствование качества образования и эффективности деятельности
общеобразовательных организаций, в том числе, на основе обеспечения информационной
открытости и прозрачности их деятельности, является одним из приоритетных
направлений государственной политики в сфере образования.
Самообследование МОУ СОШ № 4 (далее - Школа) проводилось в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г.
№462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной
организации», с приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2017 №1218 «О
внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной
организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
14.06.2013 г. №462».
Целью проведения самообследования
является обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности организации.
Отчет о самообследовании рассмотрен на заседании Педагогического совета
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 4 (протокол заседания № 3 от 14.04.2022 г.).

3

Краткая информационная справка об образовательной организации
Полное
образовательной

наименование Муниципальное общеобразовательное учреждение
организации

в средняя общеобразовательная школа № 4 г.Каменки

соответствии с Уставом
Тип ОУ

Общеобразовательное учреждение

Вид ОУ

Муниципальное бюджетное учреждение

Учредитель Организации

Управление образования администрации Каменского
района Пензенской области

Руководитель

Холькина Ирина Михайловна

Юридический адрес

442246, Пензенская область, Каменский район, г.
Каменка, ул. Чернышевского, д. 6

Филиал

Филиал Муниципального общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 4 основная школа с. Кочалейка

Правовые документы

1.Устав Муниципального общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 4
г.Каменки (утвержден приказом Управления
образования администрации Каменского района
Пензенской области №12/01-05 от 04.03.2020 г.)
2.Лицензия Серия 58Л01 № 0000546, регистрационный
№ 11733 от 30 ноября 2015 г. Срок действия лицензии –
бессрочно
3. Свидетельство о государственной аккредитации
Серия 58А01 № 0000415, регистрационный № 6230 от 03
августа 2016 г. Свидетельство действительно до 01
марта 2024 г.
Размещение документов на сайте школы:
http://shool4.ru/legal_documents/

Телефоны

8 (841-56) 4-29-55, 8 (841-56) 4-29-56

Электронная почта

shkola41@yandex.ru

Адрес сайта

http://shool4.ru/

4

1. Аналитическая часть
1.1. Оценка образовательной деятельности
В 2021 году образовательная деятельность в МОУ СОШ № 4 (далее – Школа) и
филиале МОУ СОШ № 4 - основной школе с. Кочалейка (далее - Филиал) была
организована в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями);
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №
413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют с
01.03.2021 г.);
 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
 основными образовательными программами по уровням образования, включая учебные
планы, календарные учебные графики;
 расписанием занятий.
Основным видом деятельности Школы является реализация образовательных
программ, утвержденных приказом № 182-О от 29.08.2020 г.:
 основной образовательной программы начального общего образования (нормативный
срок обучения – 4 года);
 основной образовательной программы основного общего образования (нормативный
срок обучения – 5 лет);
 основной образовательной программы среднего общего образования (нормативный
срок обучения – 2 года);
 адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (7.2);
 адаптированной основной образовательной программы основного бщего образования
обучающихся с задержкой психического развития (7.1)
Основным видом деятельности Филиала является реализация образовательных
программ, утвержденных приказом № 182-О от 29.08.2020 г:
 основной образовательной программы начального общего образования (нормативный
срок обучения – 4 года);
 основной образовательной программы основного общего образования (нормативный
срок обучения – 5 лет).
С 1 сентября 2021 г. Школа реализует образовательные программы
дополнительного образования детей, утвержденные приказом № 256 от 30.08.2021 г.:
 дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Танец»;
 дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Эстрадный
вокал».
Основным организационным механизмом реализации основных образовательных
программы является учебный план, который состоит из двух частей — обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть на
5

уровне начального общего образования составляет 80%, часть, формируемая участниками
образовательных отношений, – 20% от общего объема ООП НОО, на уровне основного
общего образования - 70% и 30%, на уровне среднего общего образования - 60% и 40%.
Язык обучения в Школе и Филиале - русский. Согласно заявлениям родителей
(законных представителей) предметная область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» в 1-4-х классах представлена предметами «Родной (русский) язык» и
«Литературное чтение на родном (русском) языке», предметная область «Родной язык и
родная литература» в 5-9-х классах представлена предметами «Родной (русский) язык» и
«Родная (русская) литература», в 10-11 классах - «Родной (русский) язык».
Предметная область
«Иностранные языки» представлена предметами
«Иностранный язык (английский)» и в 8-9-х классах «Второй иностранный язык
(немецкий)» (модель № 4).
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах
Школы представлена курсом «Основы мировых религиозных культур», в Филиале «Основы светской этики» (по выбору родителей (законных представителей)
обучающихся.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на
уровне основного общего образования представлена предметом «Литературное
краеведение».
В соответствии с ФГОС СОО МОУ СОШ № 4 предоставляет обучающимся
возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные
учебные предметы, учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей
(на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы,
индивидуальный проект, курсы по выбору; реализацию учебных планов нескольких
профилей обучения. С учетом запросов обучающихся и их родителей (законных
представителей) сформированы профильные группы:
 в 10-х классах - социально-экономическая, технологическая, естественно-научная;
 в 11-м классе - социально-экономическая, технологическая.
На 31.12.2021 г. в Школе обучаются 4 человека с ограниченными возможностями
здоровья, из них на уровне начального общего образования – 2, на уровне основного
общего образования – 2.
В Школе созданы специальные условия для получения образования учащимися с
ограниченными возможностями здоровья. Образование этих детей организовано в классах
совместно со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья (3 человека), и 1
человек обучается индивидуально на дому.
На 31.12.2021 г. в Школе обучалось 630 человек (27 классов-комплектов), в
Филиале - 23 человека (7 классов-комплектов). Средняя наполняемость классов в Школе
составляла 24,2 человека, в Филиале - 3,3.
Численность обучающихся, осваивающих образовательные программы
Наименование образовательной
Численность
Численность
программы
обучающихся в школе
обучающихся в
филиале
на
на
на
на
01.01.2021 31.12.2021 01.01.2021 31.12.2021
Основная
образовательная
295
285
9
9
программа начального общего
образования
Основная
образовательная
328
314
14
14
программа
основного
общего
образования
Основная
образовательная
33
54
программа
среднего
общего
образования
6

Динамика численности обучающихся за три года

31.12.2019

31.12.2020

31.12.2021

Динамика численности обучающихся за три года по уровням обучения
Классы/ кол-во обучающихся
на 31.12.2019 на 31.12.2020 на 31.12.2021
1-4 классы
287
295
285
5-9 классы
285
328
314
10-11 классы
39
33
54
Анализ данных позволяет сделать вывод о стабильно успешных результатах
работы Школы над увеличением контингента обучающихся на всех трех уровнях
обучения. Это обусловлено, во-первых, демографической ситуацией, во-вторых,
привлекательностью школы как образовательного учреждения, обеспечивающего
качественное образование. Движение обучающихся происходит в основном по
объективной причине - смена места жительства.
Воспитательная работа в 2021 году осуществлялась в соответствии с рабочей
программой воспитания. Основная цель воспитания: создание условий для личностного
развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Реализация цели и задач воспитательной работы Школы осуществлялась в рамках
следующих модулей программы воспитания:
Модуль «Классное руководство». В 2021 году в Школе и Филиале сформировано
34 класса-комплекта. Классными руководителями 1–11-х классов составлены планы
воспитательной работы в соответствии с рабочей программой воспитания и календарными
планами воспитательной работы Школы. В своей работе с обучающимися классными
руководителями использовались различные формы работы.
Деятельность
классных
руководителей
поддерживается
методическим
объединением классных руководителей. В течение года проведены заседания, на которых
рассматривались актуальные проблемные вопросы воспитания.
Модуль «Школьный урок». В рамках реализации данного модуля педагоги
максимально использовали воспитательные возможности содержания учебных предметов
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, осуществляли тщательный подбор соответствующего
тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждений.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности». Внеурочная деятельность в Школе и
Филиале организуется по направлениям развития личности, определяемым
7

образовательным стандартом: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. В организации и реализации курсов
внеурочной деятельности принимают участие педагогические работники Школы и
Филиала. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии;
посещение театров, музеев, соревнования, конкурсы, фестивали.
Модуль «Самоуправление» на уровне Школы представлен Советом обучающихся,
который инициирует и организует проведение личностно значимых для школьников
событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.). В классном
коллективе самоуправление представлено Советом класса - выборные по инициативе и
предложениям учащихся класса, работающие по направлениям деятельности РДШ,
представляющие интересы класса в общешкольных делах и призванные координировать
его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей.
Модуль «Профориентация». Классные руководители 1-11-х классов провели ряд
уроков по профориентации на интерактивной цифровой платформе в рамках
всероссийского проекта «ПроеКТОриЯ». Обучающиеся 8-11 классов знакомились с
профессиями и востребованными специальностями региона с помощью интерактивного
профориентационного проекта - лектория «Ваш маршрут успеха». Учащиеся 9-11-х
классов систематически встречались с представителями учебных заведений г. Каменки и
Пензы.
Модуль «Работа с родителями». В связи с ограничительными мерами по
профилактике коронавирусной инфекции в Школе и Филиале была выстроена система
организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся через
родительские чаты, школьный Интернет-сайт, индивидуальные встречи.
В школе выстроена система информирования родителей (законных
представителей) обучающихся о правах и обязанностях учащихся, о правах, обязанностях
и ответственности родителей в сфере образования. В целях повышения компетенции
родителей (законных представителей) учащихся по вопросам профилактики
правонарушений, суицидального поведения, психофизических особенностей подростков
проводятся родительские собрания.
Стоит отметить, что взаимодействие с родителями (законными представителями)
учащихся осуществляется по организации профориентационной работы. Педагогпсихолог Школы систематически проводит тестирование учащихся в целях оказания
помощи в профильном и профессиональном самоопределении.
Таким образом, в Школе и Филиале организовано взаимодействие с родителями
(законными представителями) учащихся, а также осуществляется системная работа с
учащимися и их родителями (законными представителями) по сохранению и укреплению
здоровья, формированию здорового образа жизни, пропаганды здорового питания,
занятий физической культурой и спортом.
Модуль
«Ключевые
общешкольные
дела»
представлен
следующими
мероприятиями: День знаний, День учителя, Школьный Кубок здоровья, праздник
«Прощание с Азбукой», школьный конкурс на лучшее новогоднее оформление класса,
акция «Десант хорошего настроения на 8 марта», «Танцующий класс», Театральный
фестиваль, фестиваль патриотической песни.
В 2021 году в рамках работы по
гражданско-патриотическому воспитанию проведены следующие мероприятия: Уроки
Мужества ко Дню неизвестного солдата и Дню Героев Отечества, акция «Окна Победы»,
«Бессмертный полк». Ученики Школы и Филиала приняли активное участие в
региональном проекте «А мы из Пензы. Наследник победителей». В 2021 году массовые
мероприятия в Школе были запрещены. В связи с этим школьные и классные
воспитательные мероприятия проводились через онлайн-акции в социальных сетях, по
классам или на свежем воздухе.
Большое внимание уделялось экологическому воспитанию. Школьный
волонтерский отряд «Бумеранг» проводил экологические уроки, акции по сбору
макулатуры, батареек, общешкольное мероприятие «Золотая осень», субботники по
8

очистке территории Школы и Филиала, работу на пришкольном участке и различные
акции по благоустройству и озеленению территории.
В Школе и Филиале особое внимание уделяется сохранению здоровья и
безопасности обучающихся. Работа в этом направлении складывается из организации
физкультурно-оздоровительной работы, правового воспитания, организации правильного
(здорового) питания, организации работы по профилактике употребления ПАВ,
антитеррористической безопасности и просветительской работы с родителями
(законными представителями) обучающихся.
В Школе организована работа Совета профилактики, на котором рассматриваются
текущие вопросы, вопросы постановки обучающихся на внутришкольный учет, снятия с
учета, корректируется план работы по профилактике правонарушений; отслеживается
занятость учеников, состоящих на внутришкольном учете, в свободное время, в период
каникул.
Таким образом, деятельность школы строится в соответствии с государственной
нормативной базой и программно-целевыми установками Министерства просвещения РФ.
В школе созданы оптимальные организационные условия, обеспечивающие реализацию
учебных планов, образовательных программ, рабочей программы воспитания, созданы
максимально благоприятные условия для развития способностей, учета возрастных,
индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, в том числе с ОВЗ.
1.2. Оценка структуры и системы управления образовательной организации
Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, Уставом школы на принципах демократичности, открытости,
единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноты используемой
информации, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья
человека, свободного развития личности.
Система управления представляет вид управленческой деятельности, целью
которой является повышение качества образования через развитие инновационного
потенциала учителя и ученика и обеспечение условий для:
 создания системы независимой оценки качества образования;
 повышения педагогической активности и роста профессионализма педагогических
кадров;
 формирования у обучающихся потребности в учении и саморазвитии в процессе
реализации ФГОС.
Управленческие действия, предпринимаемые в Школе, осуществляются на основе
прогнозирования общих линий развития и направлены на повышение качества
предоставляемых образовательных услуг.
Единоличным исполнительным органом Школы является
директор.
Коллегиальными органами управления являются:
 Общее собрание работников школы,
 Методический совет,
 Управляющий Совет,
 Педагогический совет.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления
Школой и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и
законные интересы, созданы:
 Совет обучающихся,
 Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
 Профессиональный союз работников школы.
В целях урегулирования разногласий по вопросам реализации права на
образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического
работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о
9

применении к обучающимся дисциплинарного взыскания в Школе создана Комиссия по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Для каждого коллегиального органа управления разработаны положения, которые
определяют компетенцию, структуру, принципы организации деятельности, а также
регламентируют обязанности, права и ответственность их членов.
Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано четыре
методических объединения:
 методическое объединение учителей гуманитарного цикла;
 методическое объединение учителей естественно-математического цикла;
 методическое объединение учителей начального образования;
 методическое объединение классных руководителей.
Планирование образовательного процесса осуществляется в соответствии с
программой развития, планом работы Школы на учебный год, который строится на основе
выявленных проблем, планом финансово-хозяйственной деятельности. Планы работы
имеются у всех коллегиальных органов управления и соответствуют целям и задачам,
стоящим перед Школой. В 2021 году заседания коллегиальных органов управления
проведены в соответствии с их планами работы.
Анализ системы управления Школой показал, что уровень компетентности и
методической подготовленности членов администрации достаточен для обеспечения
квалифицированного руководства всеми направлениями образовательной деятельности.
Существующая структура управления в Школе соответствует действующему
законодательству РФ и Уставу Школы. Система управления Школой обеспечивает
возможность всем участникам образовательных отношений (работникам, обучающимся,
родителям (законным представителям) обучающихся) влиять на принятие управленческих
решений. В следующем году изменение системы управления не планируется.
1.3. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
Оценка качества освоения обучающимися образовательной программы является
обязательным компонентом образовательной деятельности Школы. Главная задача
контроля качества подготовки обучающихся - регулярное управление учебной
деятельностью и ее корректировка. Контроль качества подготовки обучающихся
позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве образовательного
процесса.
Мониторинг качества предметной подготовки осуществляется на всех этапах
обучения и охватывает все процессы, связанные со сформированностью знаний, умений,
практического опыта по учебным дисциплинам, включая контроль текущей успеваемости,
выполнение лабораторных и практических работ, проведение промежуточной аттестации,
проведение государственной итоговой аттестации.

Классы
1
2
3
4
Аттестовано

Результаты освоения обучающимися
программы начального общего образования
Количество
Закончили год (31.12.2021)
Качество
учащихся
знаний
«5» «4» и «5»
«3» «2»
63
Не аттестуются
89
Не аттестуются
65
18
23
22
0
63,1%
68
15
28
25
0
63,2
133
33
51
47
0
63,2

Успеваемость

100%
100%
100%

10

Сравнительный анализ результатов освоения обучающимися
программы начального общего образования за 2 года

Если сравнить результаты освоения обучающимися программ начального общего
образования по показателю «качество знаний» в 2021 году с результатами 2020 года, то
можно отметить, что процент обучающихся, окончивших на «4» и «5», вырос на 0,5%.

Классы
5
6
7
8
9
Аттестовано

Результаты освоения обучающимися
программы основного общего образования
Количество
Закончили год (31.12.2021)
Качество
учащихся
знаний
«5» «4» и «5»
«3» «2»
64
11
22
31
0
51,6%
69
11
29
29
0
58%
54
7
16
31
0
42,6%
70
6
22
42
0
40%
57
2
17
38
0
33,3%
314
37
106
47
0
45,5

Успеваемость
100%
100%
100%
100%
100%
100%

Сравнительный анализ результатов освоения обучающимися
программы основного общего образования за 2 года

Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего
образования по показателю «качество знаний» в 2021 году с результатами 2020 года, то
можно отметить, что процент обучающихся, окончивших на «4» и «5», снизился на 5,7 %.
Надо отметить, что среди обучающихся 5-9 классов 11 человек закончили 2 четверть
11

2021-2022 учебного года с одной «3». Наиболее трудными предметами являются русский
язык, математика, иностранный язык, информатика.

Классы
10
11
Аттестовано

Результаты освоения обучающимися
программы среднего общего образования
Количество
Закончили год (31.12.2021)
Качество
учащихся
знаний
«5» «4» и «5»
«3» «2»
40
9
16
15
0
62,5%
14
2
4
8
0
42,9%
54
11
20
23
0
57,4

Успеваемость
100%
100%
100%

Сравнительный анализ результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования за 2 года

Результат освоения обучающимися программ среднего общего образования по
показателю «качество знаний» в 2021 году по сравнению с аналогичным периодом 2020
года снизился на 6,2%. С одной «3» закончили 1 полугодие 5 человек. Наиболее трудными
предметами являются математика, химия, право.
Результаты государственной итоговой аттестации
по программам основного общего образования
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от
26.02.2021 г. № 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021
году», Приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Рособрнадзора от
16.03.2021 г. № 104/306 «Об особенностях проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2021 году»
обучающиеся 9-х классов сдавали два обязательных предмета: русский язык и
математику. По остальным предметам (по выбору) обучающиеся 9-х классов писали
контрольную работу в форме ОГЭ.
К ГИА были допущены 67 обучающихся: 65 учеников МОУ СОШ № 4 и 2
ученика филиала. Успешно прошли аттестацию, включая пересдачу в июньские сроки,
65 человек и получили аттестаты об основном общем образовании, из них 12 человек
получили аттестаты об основном общем образовании с отличием. 2 человека согласно
Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего образования были оставлены на осень. Таким образом,
успеваемость составила 97%. После успешной пересдачи 2 человека получили аттестаты
об основном общем образовании и продолжили обучение в заведениях СПО.
12

Предмет
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Успеваемость
1
64,2%
98,5%
Русский язык 19 24 23
2
28 35
2
44,8%
97%
Математика
Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний ГИА
по программам основного общего образования
Успеваемость

Качество знаний

Сравнительный анализ средней отметки
по русскому языку, математике
Средний балл в 2019 г. Динамика Средний балл в 2021 г. Динамика
Предмет
по району по школе
по району по школе
3,8
3,9
3,6
3,9
Русский язык
+0,1
+0,3
3,5
3,6
3,2
3,4
Математика
+0,1
+0,2
Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного
освоения основных образовательных программ сохраняется.
Результаты государственной итоговой аттестации
по программам среднего общего образования
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от
26.02.2021 г. № 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021
году», приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки от 16.03.2021 г. № 105/307 «Особенности
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего общего образования в 2021 году» выпускники проходили ГИА в форме ЕГЭ по
русскому языку. По своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ при приеме на
обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные
организации высшего образования по соответствующим учебным предметам: математика
профильного уровня, физика, химия, биология, история, обществознание, иностранный
язык (английский), информатика и информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ).
В 2021 году к ГИА в форме ЕГЭ были допущены все обучающиеся 11 класса (16
человек), не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие
учебный план, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение.
Наиболее популярными предметами ЕГЭ в этом году популярными предметами
для сдачи ЕГЭ были физика (38%), химия (31%) и биология (38%) (таблица № 1).
Приоритет в выборе экзаменов определён вступительными экзаменами в ВУЗы.
13

Распределение участников ЕГЭ по предметам

Средний школьный тестовый балл ЕГЭ
по общеобразовательным предметам в 2021 году

Средний школьный тестовый балл ЕГЭ
по общеобразовательным предметам за 2 года

14

Сравнивая средний школьный тестовый балл ЕГЭ по общеобразовательным
предметам 2021 года со средним баллом 2020 года, видим, что данный показатель
повысился только по информатике (+16,4) и физике (0,5), по остальным предметам
понизился.
Средний тестовый балл ЕГЭ
по общеобразовательным предметам в 2021 году
Предмет
Пензенская
Каменский
МОУ СОШ № 4
область
район
70.6
69
65.8
Русский язык
74.9
65.1
54
Английский язык
58.6
60.9
65.4
Математика (проф.)
61.8
65.2
76
Информатика и ИКТ
60.4
62.4
58.3
История
60.1
60.1
50.6
Обществознание
53.7
56
56.6
Биология
57.2
56.2
53.6
Химия
54.1
51.9
54.2
Физика
Сравнивая средний школьный тестовый балл ЕГЭ по общеобразовательным
предметам с областным и районным, видим, что данный показатель выше районного и
областного по математике (профильной), биологии, информатике и ИКТ, физике. Не
преодолели минимальное количество баллов 1 человек по физике, 1 человек по
обществознанию.
По результатам ГИА аттестаты о среднем общем образовании получили 13
человек, аттестаты о среднем общем образовании с отличием и медаль «За отличные
успехи в учении» получили 3 человека.
Результаты Всероссийских проверочных работ
На основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки №119 от 11.02.2021 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере
образования
и
науки
мониторинга
качества
подготовки
обучающихся
общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021
году», руководствуясь письмом Рособрнадзора № 14-15 от 12.02.2021 «О проведении
ВПР» с 16 марта по 29 апреля 2021 г. были проведены всероссийские проверочные
работы.
Результаты ВПР 4 класс
Русский язык
Математика
Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во
чел.
%
чел.
%
Понизили
Подтвердили
Повысили
Всего

5
56
4
65

7,69
86,15
6,15
100

4
57
4
65

6,15
87,69
6,15
100

Результаты ВПР 5 класс
Русский язык
Биология
Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во
чел.
%
чел.
%
Понизили
Подтвердили
Повысили
Всего

10
54
1
65

15,38
83,08
1,54
100

9
62
1
72

12,5
86,11
1,39
100

Окружающий мир
Кол-во Кол-во
чел.
%
4
59
2
65

6,15
90,77
3,08
100

История
Кол-во Кол-во
чел.
%
9
59
3
71

12,68
83,1
4,23
100
15

Кол-во
чел.

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Кол-во
%

Обществ.

11,11
81,48
7,41
100

7
44
2
53

13,21
83,02
3,77
100

2
24
1
27

7,41
88,89
3,7
100

3
20
0
23

13,04
86,96
0
100

2
20
1
23

8,7
86,96
4,35
100

3
24
0
27

11,11
88,89
0
100

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Кол-во
%

География

Кол-во
чел.

10
55
2
67

Результаты ВПР 7 класс
Математика
Биология
История

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Русский
язык

Понизили
Подтвердили
Повысили
Всего

География

Кол-во
%

6
44
4
54

Результаты ВПР 6 класс
Биология
История

Кол-во
чел.

Понизили
Подтвердили
Повысили
Всего

Математика

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Русский
язык

14,93
82,09
2,99
100

10
55
2
67

14,93
82,09
2,99
100

27
94
6
127

21,26
74,02
4,72
100

10
58
2
70

14,29
82,86
2,86
100

7
62
0
69

10,14
89,86
0
100

Кол-во
чел.

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Кол-во
%

13,85
86,15
0
100

9
52
0
61

14,75
85,25
0
100

Кол-во
чел.

Кол-во
%

География

Кол-во
%

Кол-во
%

Результаты ВПР 8 класс
Математика
Биология
История
Кол-во
чел.

12,96
85,19
1,85
100

9
56
0
65

Кол-во
%

7
46
1
54

13,43
86,57
0
100

Кол-во
чел.

Понизили
Подтвердили
Повысили
Всего

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Русский
язык

9
58
0
67

Кол-во
чел.

Понизили
Подтвердили
Повысили
Всего

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Результаты ВПР 7 класс
Обществ.
Физика
Английский
язык

2
19
2
23

8,7
82,61
8,7
100

1
25
0
26

3,85
96,15
0
100

3
15
0
18

16,67
83,33
0
100

16

Кол-во
чел.

Кол-во
%

3
23
0

11,54
88,46
0

0
2
0

0
100
0

Кол-во
чел.

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Кол-во
%

География

Кол-во
%

Кол-во
чел.
0
2
0
2

50
50
0

Результаты ВПР 11 класс
Химия
Биология
История

Физика

Понизили
Подтвердили
Повысили
Всего

Кол-во
%

1
1
0

Кол-во
чел.

Понизили
Подтвердили
Повысили

Кол-во
%

Кол-во
чел.

Результаты ВПР 8 класс
Обществ.
Физика
Химия

0
100
0
100

0
2
0
2

0
100
0
100

0
4
0
4

0
100
0
100

1
3
0
4

25
75
0
100

1
6
0
7

14,29
85,71
0
100

Администрацией школы и учителями – предметниками были проанализированы
результаты ВПР, проведен поэлементный анализ уровня достижения планируемых
результатов обучения, установлены дефициты в овладении базовыми знаниями и
умениями как для каждого учащегося, так и для класса в целом. В рабочие программы
внесены корректировки, запланировано повторение тем, условно определенных как
«дефицитные».
Результативность участия в олимпиадах и конкурсах
Одним из значимых мероприятий для обучающихся Школы является
Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам. В школьном
этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 311 обучающихся 3-11
классов. Некоторые ребята принимали участие сразу в нескольких олимпиадах.
Количество участников по классам
п/п
Предмет
Количество
№
Класс
участников
Немецкий язык
1.
3
8
Математика
2.
267
3-11
Английский язык
3.
77
5-11
Биология
4.
98
5-11
Русский язык
5.
256
3-11
Искусство (МХК)
6.
108
7-8
Литература
7.
283
5-11
География
8.
61
7-11
Право
9.
10
10-11
Физическая культура
10.
78
7-11
Химия
11.
41
8-11
История
12.
133
5-11
Физика
13.
56
7-11
Экология
14.
11
9-11
Информатика и ИКТ
15.
45
8-11
Экономика
16.
6
10-11
Обществознание
17.
81
5-11
Основы
безопасности
18.
25
8-11
жизнедеятельности
17

В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие
29 обучающихся 7-11 классов. Победителями и призерами стали 4.
Предмет

Математика
Английский язык
Биология
Русский язык
Литература
География
Право
Физическая
культура
Химия
История
Физика
Экология
Информатика и
ИКТ
Экономика
Обществознание
ОБЖ

Итого
Всего участий
Всего
участников

Количественные данные о муниципальном этапе ВСОШ
Количество
Всего
Доля
участников по
победителей
параллелям
и призеров
7
8 9 10 11 участников победителей призеров
1
1 1 1
0
4
1
0
25%
1
2 1 2
1
7
0
1
14,3%
0
1 0 1
0
2
0
0
0
1
0 1 1
0
3
1
0
33,3%
0
0 1 1
1
3
0
0
0
0
1 1 1
0
3
1
0
33,3%
2
0
2
0
0
0
1
0 0 1
1
3
0
0
0
1
1

0
1
2

1
0
1
0

1
1
3
1
1

1
0
0
1
2

3
3
7
2
4

0
0
1
0
0

0
0
0
0
1

0
0
14,3%
0
25%

1

0
1

2
1
1

0
1
0

2
3
2

0
0
0

0
0
0

0
0
0

10 8 21
8 4 11

8
3

53
29

4
2

2
2

11,3%
13,8%

1
0

6
4

Учащиеся так же принимали активное участие в дистанционных творческих,
интеллектуальных конкурсах, спортивных соревнований районного, регионального и
всероссийского уровней.
Исследовательская деятельность рассматривается как способ повышения
познавательной активности и интеллектуального потенциала личности обучающегося,
развивает воображение, потребность в самореализации, раскрывает и расширяет
собственные созидательные возможности ребенка. В школе есть группа учителей,
которые в системе занимаются исследовательской работой с обучающимися, однако их
количество остается недостаточным.
Таким образом, необходимо на следующий учебный год пересмотреть план работы
методических объединений школы по работе с одаренными и мотивированными к
обучению детьми в этом направлении.
1.4.Оценка организации учебного процесса
В Школе обучение учащихся осуществляется с 1-го по 11-ые классы, в Филиале - с
1-го по 9-ый. Организация учебного процесса регламентируется режимом работы,
учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий.
Продолжительность рабочей недели: для 1-4-х классов Школы и для 1-9-х классов
Филиала - 5-дневная рабочая неделя, для 5-11-х классов Школы - 6-дневная.
Продолжительность урока во 2-10-х классах составляет 40 минут.
Продолжительность урока в 1-х классах устанавливается с применением «ступенчатого»
метода наращивания учебной нагрузки и составляет: 35 минут в сентябре – декабре; 40
минут в январе – мае.
18

Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 недели, во 2- 11-х классах –
34 недели.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
максимально допустимая
недельная нагрузка в 1–х классах – 21 академический час, во 2-4-х классах – 23 часа, в 5–
х классах – 32, в 6-х классах - 33, в 7-х классах - 35, в 8-9-х классах - по 36, в 10-11-х – 37.
Расписание учебных занятий было составлено с соблюдением санитарных норм,
чередование предметов обеспечивало смену характера деятельности обучающихся.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на
его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 часа, в
4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часов.
Учебные занятия в Школе организованы в 2 смены. Во вторую смену обучаются 7е, 8-е классы. Начало учебных занятий первой смены – 8.00. Начало учебных занятий
второй смены плавающее, по мере освобождения кабинетов. Учебные занятия в Филиале
организованы в одну смены. Начало учебных занятий– 8.30.
В течение 2021 года Школа и Филиал продолжали профилактику новой
коронавирусной инфекции (COVID-19). Для этого были запланированы организационные
и санитарно-противоэпидемические мероприятия в соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и
методическими рекомендациями по организации работы образовательных организаций.
Были закуплены бесконтактные термометры, рециркуляторы передвижные, средства для
антисептической обработки рук, маски медицинские, перчатки. Разработаны графики
входа обучающихся через два входа в Школу, уборки помещений, проветривания
кабинетов, рекреаций, а также созданы максимально безопасные условия приема пищи.
Расписание уроков со смещенным началом уроков и каскадное расписание звонков, чтобы
минимизировать контакты учащихся, а также за каждым классом был закреплен
отдельный учебный кабинет. Вся необходимая информация об антикоронавирусных
мерах была доведена до участников образовательных отношений посредством
мессенджеров и социальных сетей, а также размещена на официальном сайте Школы в
сети Интернет.
Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации
технологий сбережения здоровья. Все учителя проводят совместно с учащимися
физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за
использованием электронных средств обучения.
Для эффективного сопровождения обучающихся в Школе функционирует
психолого-педагогический консилиум, основной целью которого является создание
оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся.
В Школе и Филиале создана экологически безопасная и здоровьесберегающая
среда, состояние классных и других помещений соответствует санитарным и нормам
пожарной безопасности. Здание оборудовано системой противопожарной сигнализации и
тревожной кнопки. Улучшены условия пропускного режима в рамках безопасности,
установлены турникеты, проход через которые осуществляется обучающимися и
работниками школы с помощью магнитных карт.
Горячее питание обучающихся организовано по договору с АУ «Комбинат
питания». Пищеблок полностью обеспечен квалифицированными кадрами, полностью
укомплектован необходимым оборудованием.
Питание обучающимся предоставляется в течение учебного дня по графику. Дети
получают горячее питание на платной и бесплатной основе (для соответствующих
категорий обучающихся).
В школе функционирует
медицинский кабинет, оснащенных стандартным
комплектом оборудования.
В школе ведется целенаправленная работа по профилактике травматизма:
организовано ежедневное дежурство по школе педагогических работников, регулярно
19

проводятся инструктажи по охране труда для сотрудников школы и обучающихся,
проводятся тематические классные часы. В 2021 году травм не зафиксировано, что
говорит о положительных результатах усиления контроля педагогических работников
школы за сохранением здоровья обучающихся и соблюдением обучающимися техники
безопасности, правил поведения для обучающихся.
Таким образом, в Школе и Филиале созданы максимально благоприятные условия
для всех участников образовательного процесса.
1.5. Востребованность выпускников
9-е классы 2021 г.
Количество
выпускников
9 классов

Наименование
ОО
МОУ СОШ № 4
ОШ с.
Кочалейка

Продолжили получение
общего образования в 2021 году
в 10 классе
в профессиональных образовательных
ОО
организациях
40
25
1
1

65
2

11 класс 2021 г.
Общее
количест
во
выпускни
ков
11 класса

16

ФГБОУ ВПО
ПГУ

5

Количество выпускников, продолживших обучение в:
образовательных организациях высшего образования,
образовательных
расположенных на территории Пензенской области
организациях
высшего
ФГБОУ ВПО ФГБОУ ВПО
ФГБОУ ВПО
Иные
образования,
ПГУАС
ПГТУ
ПГСХА
образовательные
расположенных на
организации
территории других
высшего
субъектов РФ
образования

1

1

0

0

5

профессиональн
ых
образовательных
организациях
/техникумы,
колледжи/

2

1.6.Кадровое обеспечение
Совершенствование качества образования в школе, введение ФГОС начального,
основного и среднего общего образования, введение профессионального стандарта
педагога предполагают, что развитие кадрового потенциала является на данный момент
одной из приоритетных задач для большинства общеобразовательных организаций.
В 2021 году Школа и филиал полностью укомплектованы педагогическими
кадрами, позволяющими решать все необходимые учебно-производственные задачи.
Всего педагогических
работников
45 чел.

Директор Учитель
1

42

Педагогпсихолог
1

Педагогорганизатор
1

Уровень образования педагогических кадров

20

Уровень квалификации педагогических кадров
2
3

16

высшая
первая

24

соответствие
без категории

Распределение педагогических работников по стажу работы

Распределение педагогических работников по возрасту

Сопровождение молодого учителя в повышении его профессионального мастерства
– одна из основных задач Школы на современном этапе. Для этого молодым учителям
оказывается методическая помощь посредством системы наставнической работы.
Весь педагогический коллектив своевременно проходит курсы повышения
квалификации. 100% педагогических работников за последние 3 года прошли курсы
повышения квалификации очно-заочной и дистанционной формах. В 2021 году прошли
курсы повышения квалификации 28 педагогических работника (все курсы повышения
квалификации направлены на подготовку педагогических и руководящих работников к
21

реализации федеральных государственных образовательных стандартов, соответствие
требованиям профессионального стандарта «Педагог».
Анализ кадрового состава педагогических работников школы показывает:
 средний возраст педагогов школы - 45 лет со стажем 20 и более лет;
 преимущественное число педагогов школы имеют высшее образование (93%);
 высшую и первую категорию имеют 89% педагогов, что говорит о хорошем
профессиональном уровне кадрового состава.
В 2021 году необходимо продолжить работу по повышению уровня квалификации
педагогических работников школы, а также принимать активное участие в конкурсах
педагогического мастерства различного уровня.
1.7.Оценка учебно-методического обеспечения
Обеспечение качественного учебно-методического обеспечения является одним из
приоритетных направлений деятельности школьных методических объединений
учителей-предметников. В школе работают 4 методических объединения, включающие
учителей различных циклов. Перед методическими объединениями стоят следующие
задачи:
 добиваться наиболее высоких результатов в реализации действующих Федеральных
государственных образовательных стандартов, и в соответствии с этим, в достижении
новых образовательных идей;
 использовать современные образовательные технологии, в том числе информационнокоммуникационные, в процессе обучения и в воспитательной работе;
 создать условия для обобщения и распространения педагогического опыта учителей;
способствовать самореализации и социализации личности каждого ученика.
Эффективность деятельности методических объединений дает возможность более
гибко и оперативно решать учебно-методические проблемы и принимать управленческие
решения, включать в зависимости от их методической подготовки.
Методическая работа Школы строилась на основе годового плана работы. При
планировании педагогический коллектив стремился отобрать формы, которые
способствовали реализации программы развития Школы.
Формы методической работы:
 работа педагогического совета;
 работа методического совета;
 работа методических объединений;
 работа педагогов над темами самообразования;
 открытые уроки;
 внеклассная работа;
 аттестация педагогических кадров;
 участие в конкурсах и конференциях;
 организация и контроль курсовой подготовки учителей.
Организатором и координатором методической работы в Школе выступает
Методический совет. Методическая тема Школы: «Управление процессом достижения
нового качества образования в рамках реализации обновленных ФГОС». В 2021 году
методический совет рассматривал следующие вопросы: работа методических
объединений по введению обновленных ФГОС, анализ урока в рамках системнодеятельностного подхода, оценка метапредметных результатов, отчеты руководителей
методический объединений по выполнению планов, обсуждение рабочих программ,
система работы с одаренными детьми и учащимися, испытывающими трудности в
обучении. В 2021 году план работы методического совета выполнен полностью.
В 2021 году проведено 3 заседания педагогического совета по следующим темам:
1.Приоритетные направления работы школы в 2021-2022 учебном году.
2.Основные ориентиры образовательной деятельности школы по реализации федеральных
проектов: от задач к решению.
3.Воспитательная работа в новом формате.
22

Таким образом, вся деятельность методического совета способствовала росту
педагогического мастерства учителя, повышению качества образовательного процесса.
1.8. Оценка библиотечно-информационного обеспечения
В Школе имеется библиотека, которая включает в себя абонемент, читальный зал,
закрытый фонд хранения учебной литературы и компьютерную зону. Библиотека
оснащена техническими средствами обучения: 3 компьютера, МФУ. Имеется доступ к
сети Интернет. В библиотеке накапливаются и систематизируются все виды информации:
книги, журналы, аудио- и видео средства, интернет-ресурсы, компакт-диски. Фонд
периодических изданий формируется для всех категорий пользователей. Книжный фонд
составляет 25137 экземпляров, из них учебный фонд - 19903 экз., художественная
литература - 2961 экз. В 2021 году приобретено 3741 экз. учебников. Процент
обеспеченности учащихся учебниками составил 100%.
Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в
федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения от 20.05.2020 № 254. В
библиотеке Школы созданы хорошие условия для самообразования, саморазвития,
творчества всех участников образовательного процесса. Информационный фонд
библиотеки существенно пополнился современными учебниками, интерактивными
учебными пособиями, художественной литературой.
1.9. Оценка материально-технической базы
Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной
мере образовательные программы. В Школе оборудованы 28 учебных кабинетов, 3
лаборантских (по физике, химии, географии), кабинет технологии, мастерская,
спортивный зал, библиотека с читальным залом и закрытым фондом хранения.
Школа обеспечена необходимым учебно-лабораторным оборудованием для
проведения практических работ по физике, химии, биологии, географии, окружающему
миру.
Рабочее место учителя включает в себя интерактивный программно-аппаратный
комплекс, компьютер, МФУ, акустическую систему для аудитории.
Наименование
Компьютеры – всего, в том числе:
в кабинетах информатики и ИКТ
в предметных кабинетах
в административных помещениях
в библиотеке

Количество, ед.
96
11
27
4
3
51
мобильное автоматизированное рабочее место (ноутбуки)
13
Принтеры
4
МФУ
20
Интерактивные проекторы
21
Интерактивные доски
2
Цифровые видеокамеры
10
Цифровые микроскопы
15
Комплект робототехники
В школе проводится учет используемого лицензионного программного
обеспечения, аудит состояния локальной сети, обновление антивирусного программного
оборудования на школьных компьютерах и серверах, мониторинг точек доступа к сети
Интернет. Осуществляется контроль выполнения требований законодательства при
организации доступа детей к сети Интернет, контроль при обработке персональных
данных в информационных системах.
23

В целях повышения противопожарной безопасности в Школе и Филиале
установлена автоматическая пожарная сигнализация с выходом сигнала на пульт
пожарной охраны.
Для обеспечения антитеррористической безопасности в Школе и Филиале
установлена система видеонаблюдения с выходом сигнала на пост охраны, имеется
кнопка тревожной сигнализации с выводом на пульт вневедомственной охраны, имеется
система контроля и управления доступом в здание. В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Требования к
антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения
Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации» в октябре 2019 года проведено
обследование и категорирование объекта (территории), в результате чего объекту Школе
была присвоена третья категория опасности.
Территория школы ограждена забором. Въезды и входы на территорию школы
имеют твёрдое покрытие. По периметру здания школы ведется внутреннее и внешнее
видеонаблюдение.
На первом этаже Школы располагается школьная столовая с обеденным залом на
79 мест. Все обучающиеся 1-4 классов обеспечены бесплатным горячим питанием. В
школе в 2021 году работает бракеражная комиссия. Ежедневно заполняется журнал
бракеража готовой продукции. В 2021 году не были выявлены факты нарушения в части
приготовления блюд. Создана комиссия родительского контроля за качеством питания
учащихся. Родительский контроль проходил не реже 1 раза в месяц. По результатам
контроля нарушений в части организации и качества питания обучающихся не выявлено.
В школе имеется медицинский кабинет. В течение года в соответствии с графиком
проводились медицинские осмотры учащихся. К основным задачам медицинского
обслуживания можно отнести: оказание первой доврачебной медицинской помощи
учащимся при обращении, проведение профилактических прививок по возрасту,
подготовительные мероприятия по организации ежегодных медицинских осмотров
учащихся, проведение занятий по оказанию первой медицинской помощи, организация
бесед и лекций по вопросам гигиены.
Сотрудники Школы и Филиала ежегодно проходят медицинский осмотр. В 2021
году 100 % работников получили допуск к осуществлению педагогической деятельности.
Состояние материально – технической базы и содержание здания Школы и
Филиала соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным
нормам и пожарной безопасности.
1.10. Оценка внутренней системы оценки качества образования
Внутренняя система оценки качества образования является составляющим
компонентом процесса создания целостной системы школы, главным образом
ориентированным на обеспечение системы принятия управленческих решений в
образовательном учреждении на разных уровнях.
Основные цели внутренней системы оценки качества образования:
 создание эффективной системы получения и распространения достоверной
информации о состоянии качества образования в школе;
 получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его
изменения и причинах, влияющих на его уровень;
 принятие обоснованных и своевременных управленческих решений на школьном
уровне.
На 2021 год был разработан план по обеспечению функционирования внутренней
системы оценки качества образования, направления мониторинга. По итогам года был
проведен анализ его выполнения. Мониторинг образовательной деятельности
осуществляется по всем направлениям. Цель внутренней системы оценки качества
образования – формирование единой системы оценочных процедур, обеспечивающих
контроль состояния образования для получения объективной и достоверной информации
24

о функционировании и развитии системы образования в Школе, тенденциях ее изменения
и причинах, влияющих на это.
Направления внутренней системы оценки качества образования:
 качество образовательных результатов: предметные результаты обучения(включая
сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ОГЭ и ЕГЭ;
метапредметные результаты обучения; личностные результаты; результаты освоения
учащимися основной образовательной программы; здоровье обучающихся (динамика);
достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; удовлетворенность
родителей (законных представителей) учащихся качеством образовательных результатов;
 качество реализации образовательного процесса: основные образовательные
программы (соответствие требованиям ФГОС и контингенту учащихся); дополнительные
образовательные программы (соответствие запросам родителей); реализация учебных
планов и рабочих программ (соответствие ФГОС); качество учебных занятий и
индивидуальной работы с учащимися; качество внеурочной деятельности;
удовлетворенность учащихся и их родителей (законных представителей) состоянием
преподавания в Школе;
 качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: материальнотехническое обеспечение; информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и
учебно-методическое обеспечение); санитарно-гигиенические и эстетические условия;
медицинское сопровождение и питание учащихся; психологический климат в
образовательной организации; кадровое обеспечение (включая повышение квалификации,
инновационную и научно-методическую деятельность педагогов); общественногосударственное управление и стимулирование качества образования; документооборот и
нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития Школы).
Одним
из
важнейших
направлений
деятельности
школы
является
совершенствование управления качеством образовательного процесса, установление
соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных
образовательных стандартов. Использованная школой модель управления качеством
образования предполагает систематическое отслеживание уровня учебных достижений
школьников.
В течение 2021 года администрацией школы совместно с руководителями
школьных методических объединений проводилась оценка качества образования через:
1. Выполнение государственных образовательных стандартов путем контроля за
выполнением учебного плана, рабочих программ по предметам и внеурочной
деятельности, программам дополнительного образования, ведением электронных
классных журналов, журналов внеурочной деятельности и дополнительного образования.
2. Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов.
3. Мониторинг качества знаний по учебным предметам с целью выявления качества
знаний обучающихся за отчетный период (четверть, полугодие, год).
4. Мониторинг качества знаний по учебным предметам с целью выявления качества
знаний обучающихся данного учителя за отчетный период (четверть, полугодие, год).
5. Диагностика предметной обученности. С целью выявления предметной обученности
обучающихся проводились административные контрольные работы.
6. Анализ результатов Всероссийских проверочных работ (ВПР).
7. Мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся
качеством образования по следующим показателям:
 организация условий обучения;
 организация учебного процесса;
 организация воспитательного процесса и дополнительного образования;
 психологический климат в школе.
8. Результаты работы с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к
обучению рассматривались через организацию участия в школьном, районном,
региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, а также в Международных,
25

Всероссийских,
региональных
конкурсах,
олимпиадах,
научно-практических
конференциях.
9. Диагностика профессиональной направленности обучающихся проводилась с целью
оказания помощи обучающимся 9,10, 11 классов при выборе индивидуального маршрута
профессиональной деятельности.
10. Анализ работы с детьми «группы риска» ставил своей целью адаптацию к учебной
деятельности обучающихся школы с признаками асоциального поведения, формирование
у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности
мотивов положительной социализации личности, предупреждение скрытого отсева,
профилактики правонарушений.
Результаты функционирования внутренней системы оценки качества образования в 2021
году обсуждались на совещаниях при директоре, Педагогических советах, заседаниях
школьных методических объединений.
Заключение
К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести
стабильность педагогического коллектива, существование у школьного сообщества
положительного опыта осуществления государственно-общественного управления в
учебно-воспитательном
процессе,
наличие
поддержки
усилий
учителей
в
совершенствовании образовательной деятельности, благоприятный нравственнопсихологический климат.
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии
образовательного учреждения:
 более эффективным стал процесс содействия развитию личности обучающихся,
формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и
физического потенциалов;
 наблюдается ежегодный рост удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов
жизнедеятельностью в школе (выявлено на основе наблюдений и анкетирования
обучающихся, родителей и педагогов);
 значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического
коллектива.
Задачи, поставленные школой в 2021 году, в основном, выполнены:
1.Обеспечена реализация прав каждого школьника на получение образования в
соответствии с его потребностями и возможностями.
2.Созданы условия для формирования конкурентоспособной личности, готовой к
саморазвитию, самоопределению, творческому преобразованию окружающего мира.
3.Систематически проводилась работа по сохранению и укреплению здоровья
обучающихся и педагогов, воспитывалась потребность в здоровом образе жизни.
5.Оказывалась социально-педагогическая поддержка детям группы «особого внимания»,
активизировалась работа по профилактике преступлений и правонарушений среди
обучающихся.
6.Проводилась работа по совершенствованию психологического сопровождения
образовательного процесса.
7.Повышалась роль ШМО в использовании метапредметного подхода в образовании,
развитии профессиональных компетенций педагогов, необходимых для повышения
качества образования.
8.Совершенствовалась система работы детского самоуправления, воспитывающего и
развивающего социальную и гражданскую активность детей.
9.Осуществлялось сотрудничество с родительским сообществом.
10.Улучшалась материально-техническая база школы и информатизация учебновоспитательного процесса.
26

Проблемы:
1.Недостаточный уровень сформированности у обучающихся социальных компетенций.
2.Недостаточно развивались индивидуальные способности обучающихся, создавались
условия обучающимся с высокой мотивацией к обучению для активной научноисследовательской деятельности.
2.Педагоги в недостаточной степени используют проектно-исследовательскую
деятельность обучающихся, новые педагогические и информационные технологии.
3. Педагоги недостаточно используют востребованные современные технологии и методы
преподавания.
Решение данных проблем предполагает:
1.Совершенствование системы управления образовательным учреждением на основе
эффективного использования ИКТ и формирования оптимальной структуры управления
школой.
2.Развитие инновационной форм деятельности для совершенствования содержания
образования и повышения качества образовательных услуг.
3.Внедрение новых вариантов воспитательной работы и совершенствование структуры
школьного самоуправления как средства создания условий для социализации и развития
личности обучающихся.
4.Развитие мотивации педагогов на личностно-профессиональное развитие, повышение
квалификационной категории, активизация участия в профессиональных конкурсах,
распространение педагогического опыта, овладение передовыми педагогическими
технологиями.
2. Результаты анализа показателей деятельности образовательной организации
№
п/п
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5

1.6
1.7
1.8
1.9
1.10

1.11

Показатели
1. Образовательная деятельность
Общая численность обучающихся
Численность обучающихся по образовательной программе
начального общего образования
Численность обучающихся по образовательной программе
основного общего образования
Численность обучающихся по образовательной программе
среднего общего образования
Численность/удельный
вес
численности
обучающихся,
успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной
аттестации, в общей численности обучающихся
Средний
балл
государственной
итоговой
аттестации
выпускников 9 класса по русскому языку
Средний
балл
государственной
итоговой
аттестации
выпускников 9 класса по математике
Средний балл единого государственного экзамена выпускников
11 класса по русскому языку
Средний балл единого государственного экзамена выпускников
11 класса по математике (профильный уровень)
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
получивших
неудовлетворительные
результаты
на
государственной итоговой аттестации по русскому языку, в
общей численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
получивших
неудовлетворительные
результаты
на
государственной итоговой аттестации по математике, в общей

Единица
измерения
653 человека
285 человек
314 человек
54 человека
258
человек/51,5%
3,9
3,5
65,8
65,4
1 человек/1,5%

2 человека/3%

27

численности выпускников 9 класса
1.12
Численность/удельный вес численности выпускников 11
класса, получивших результаты ниже установленного
минимального количества баллов единого государственного
экзамена по русскому языку, в общей численности
выпускников 11 класса
1.13
Численность/удельный вес численности выпускников 11
класса, получивших результаты ниже установленного
минимального количества баллов единого государственного
экзамена по математике, в общей численности выпускников 11
класса
1.14
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
не получивших аттестаты об основном общем образовании, в
общей численности выпускников 9 класса
1.15
Численность/удельный вес численности выпускников 11
класса, не получивших аттестаты о среднем общем
образовании, в общей численности выпускников 11 класса
1.16
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
получивших аттестаты об основном общем образовании с
отличием, в общей численности выпускников 9 класса
1.17
Численность/удельный вес численности выпускников 11
класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с
отличием, в общей численности выпускников 11 класса
1.18
Численность/удельный
вес
численности
обучающихся,
принявших участие в различных олимпиадах, смотрах,
конкурсах, в общей численности обучающихся
1.19
Численность/удельный
вес
численности
обучающихсяпобедителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в
общей численности обучающихся, в том числе:
1.19.1 Регионального уровня
1.19.2 Федерального уровня
1.19.3 Международного уровня
1.20
Численность/удельный
вес
численности
обучающихся,
получающих образование с углубленным изучением отдельных
учебных предметов, в общей численности обучающихся
1.21
Численность/удельный
вес
численности
обучающихся,
получающих образование в рамках профильного обучения, в
общей численности обучающихся
1.22
Численность/удельный
вес
численности
обучающихся
получающих образование с применением дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения, в общей
численности обучающихся
1.23
Численность/удельный вес численности обучающихся в рамках
сетевой формы реализации образовательных программ, в
общей численности обучающихся
1.24
Общая численность педагогических работников, в том числе:
1.25
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование, в общей
численности педагогических работников
1.26
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование педагогической
направленности
(профиля),
в
общей
численности
педагогических работников

0 человек/ 0%

0 человек/ 0%

0 человек/ 0%
0 человек/ 0%
12 человек/18%

3
человека/18,8%
411человек/63%

157человек/24%
13 человек/ 15%
0 человек/ 0%
0 человек/ 0%
0 человек/ 0%
54
8,3%

человек/

653
человека/
100%
0 человек/ 0%
45 человек
42 человека/93%
42 человека/93%

28

1.27

1.28

1.29

1.29.1
1.29.2
1.30

1.30.1
1.30.2
1.31

1.32

1.33

1.34

2.1
2.2

2.3
2.4
2.4.1
2.4.2
2.4.3
2.4.4
2.4.5

Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование,
в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование
педагогической
направленности
(профиля),
в
общей
численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная
категория
в
общей
численности
педагогических работников, в том числе:
Высшая
Первая
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых составляет:
До 5 лет
Свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших за
последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической деятельности или
иной осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных
работников,
прошедших
повышение квалификации по применению в образовательном
процессе федеральных государственных образовательных
стандартов в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
2. Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного обучающегося
Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы из общего количества единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного
обучающегося
Наличие в образовательной организации системы электронного
документооборота
Наличие библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и распознавания
текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов

0 человек/0%
2 человека/4%

40 человек/89%

16 человек/36%
2 человека/53%

6 человек/13%
15 человек/33%
4 человека/8%
9 человек/20%
43 человека/96%

43 человека/96%

0,15 единиц
31,3 единицы

да
да
да
да
да
да
да
29

2.5

2.6

Численность/удельный
вес
численности
обучающихся, 653 человека/
которым
обеспечена
возможность
пользоваться 100%
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей
численности обучающихся
Общая площадь помещений, в которых осуществляется 6,8 кв.м
образовательная деятельность, в расчете на одного
обучающегося

Директор школы: __________________________ (И. М. Холькина)

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».